Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как jazzquad.ru публиковал уже немало рецензии на альбомы с участием Кузы и, прежде всего, его лидерские проекты. Другой вопрос, что сицилийский барабанщик, композитор и педагог бывает настолько разным в разных проектах, что в каждом очередном альбоме являет все новые и новые грани своего творчества. Лишь в самом общем виде можно сказать, что музыка Кузы всегда имеет отношение к авангардному джазу (или новой импровизационной музыке, если такое определение нравится вам больше).
А вот Джованни Манкузо – имя для нас новое, и об этом музыканте надо рассказать подробнее. В отличие от южанина Кузы, Джованни – северянин. Он родился в Венеции в 1970 году и, соответственно, на четыре года моложе своего партнера по дуэту. Он тоже имеет непосредственное отношение к новой музыке, но эволюционировал к ней от музыки академической. Манкузо изучал искусство игры на фортепьяно и композицию в консерваториях Венеции, Имолы, Милана и Болоньи. Он удостоен наград целого ряда международных конкурсов, в том числе в Риме, Осло и Нью-Йорке. Особо отметим его сочинение Obra Maestra, посвященное жизни Фрэнка Заппы и удостоенное награды в Сплите в 2006 году. Отметим также, что среди его многочисленных партнеров был и такой новоджазовый авторитет, как Эллиотт Шарп. Работал он ранее и с Кузой, но вот общий альбом в рамках дуэта Mancusa появился впервые.
Terra Matta – это семь довольно развернутых композиций, из которых особенно выделяется своим объемом Tufopolifonie: чуть больше девятнадцати минут. На мой вкус, выделяется эта пьеса не только объемом – в многоплановом, сложном по структуре, темпоритмическим и сонористическим характеристикам сочинении музыканты демонстрируют не только весь свой инструментальный арсенал (акустическое фортепьяно, клавишные, ударные, эффекты), но и основное стилистическое «поле», в котором находится весь альбом. Это пограничье между академическим и джазовым авангардом, в котором оба музыканта чувствуют себя, как рыба в воде. Можно говорить, что «классики» больше в двух стартовых пьесах: Nonnomeccanico и L’Asino Che Vola, а джаза – в Igor E Le Tarme Della Farina, но, во-первых, это субъективное ощущение, а во-вторых преобладание той или иной тенденции можно взвесить разве что на аптекарских весах. А делать это не очень хочется. Хочется просто слушать отличный дуэт двух первоклассных музыкантов и больших выдумщиков. И если подобрать ключевое слово для этого диска, то я бы выбрал «неопределенность» (в хорошем смысле). В музыке Mancusa, как в жизни, никогда не предугадаешь линию развития, в следующее мгновение все может пойти так, а может иначе. Этим музыкальным индетерминизмом и привлекает Terra Matta.
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...
Да, Леонид Нарушевич продолжил-таки «раскопки» в своих музыкальных архивах. Вслед за «Корягиным», менее, чем через месяц, на сетевом лейбле HAZE появился новый альбом «Князя Мышкина» под названием «Петин ...