Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как jazzquad.ru публиковал уже немало рецензии на альбомы с участием Кузы и, прежде всего, его лидерские проекты. Другой вопрос, что сицилийский барабанщик, композитор и педагог бывает настолько разным в разных проектах, что в каждом очередном альбоме являет все новые и новые грани своего творчества. Лишь в самом общем виде можно сказать, что музыка Кузы всегда имеет отношение к авангардному джазу (или новой импровизационной музыке, если такое определение нравится вам больше).
А вот Джованни Манкузо – имя для нас новое, и об этом музыканте надо рассказать подробнее. В отличие от южанина Кузы, Джованни – северянин. Он родился в Венеции в 1970 году и, соответственно, на четыре года моложе своего партнера по дуэту. Он тоже имеет непосредственное отношение к новой музыке, но эволюционировал к ней от музыки академической. Манкузо изучал искусство игры на фортепьяно и композицию в консерваториях Венеции, Имолы, Милана и Болоньи. Он удостоен наград целого ряда международных конкурсов, в том числе в Риме, Осло и Нью-Йорке. Особо отметим его сочинение Obra Maestra, посвященное жизни Фрэнка Заппы и удостоенное награды в Сплите в 2006 году. Отметим также, что среди его многочисленных партнеров был и такой новоджазовый авторитет, как Эллиотт Шарп. Работал он ранее и с Кузой, но вот общий альбом в рамках дуэта Mancusa появился впервые.
Terra Matta – это семь довольно развернутых композиций, из которых особенно выделяется своим объемом Tufopolifonie: чуть больше девятнадцати минут. На мой вкус, выделяется эта пьеса не только объемом – в многоплановом, сложном по структуре, темпоритмическим и сонористическим характеристикам сочинении музыканты демонстрируют не только весь свой инструментальный арсенал (акустическое фортепьяно, клавишные, ударные, эффекты), но и основное стилистическое «поле», в котором находится весь альбом. Это пограничье между академическим и джазовым авангардом, в котором оба музыканта чувствуют себя, как рыба в воде. Можно говорить, что «классики» больше в двух стартовых пьесах: Nonnomeccanico и L’Asino Che Vola, а джаза – в Igor E Le Tarme Della Farina, но, во-первых, это субъективное ощущение, а во-вторых преобладание той или иной тенденции можно взвесить разве что на аптекарских весах. А делать это не очень хочется. Хочется просто слушать отличный дуэт двух первоклассных музыкантов и больших выдумщиков. И если подобрать ключевое слово для этого диска, то я бы выбрал «неопределенность» (в хорошем смысле). В музыке Mancusa, как в жизни, никогда не предугадаешь линию развития, в следующее мгновение все может пойти так, а может иначе. Этим музыкальным индетерминизмом и привлекает Terra Matta.
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...
Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно ...
В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». ...