Для начала – небольшая справка. Если вы решите «нырнуть» в Сеть за информацией о Paradox-Ensemble, будьте внимательны. Стоит вам забыть о дефисе между Paradox и Ensemble, как вы попадете на проект британского трубача Ника Уолтерса (со мной в первый раз так и произошло). А вот задав поиск корректно, вы обнаружите, что под почти идентичным названием находится совсем другой проект, созданный минским музыкантом -импровизатором Виктором Семашко. Проекту этому уже немало лет и новейший альбом Апалонік з рондаля – это уже третий альбом в дискографии коллектива.
М-да, коллектива… Хорошее название придумал Виктор для своего детища. Дело в том, что ансамбль этот действительно парадоксален: он состоит из …одного человека, своего создателя. Виктор Семашко превращается в Paradox-Ensemble для реализации проектов не просто сольных, а исключительно домашних, не предназначенных для концертного исполнения. Апалонік з рондаля никак невозможно воссоздать на сцене. Судите сами. Виктор работал над этим альбомом в октябре 2013 года в деревне Горени под Минском, уединившись в «творческой лаборатории», организованной в пустом доме, с компьютером, микрофоном и почти тремя десятками инструментов, включая фортепьяно и целую батарею разнообразных этнических экзотов преимущественно перкуссионного свойства – вьетнамских, иранских, африканских и прочих. Почти всю первую половину 2014 года заняла работа по сведению, мастерингу и так далее. Так что, послушать альбом можно только на диске или в Сети, что я искренне рекомендую сделать всем тем, кто любит импровизационную музыку.
Правда, и тут все не просто. В интервью в связи с выпуском альбома Виктор с одной стороны называет эту работу своей личной вершиной, а с другой – говорит, что в ней все условно – условная музыка, условный ансамбль, условная импровизация. И самое любопытное (парадоксальное?), что, послушав Апалонік з рондаля, находишь резоны и в том и в другом утверждении автора. Слушать альбом чрезвычайно интересно. Свою звукопись Вмктор строит на соединении свободной джазовой импровизации с музыкой барокко, этникой, современной академической музыкой. Я сознательно употребил термин «звукопись» - очень образно звучит эта музыка. Insurhient – это красивый, благородный, смелый, но, увы, обреченный на поражение человек (возможно, Виктор думал о повстанцах 1863 года?), Samuraj с его жестким ритмическим рисунком естественно навевает мысли о пути бусидо и не знающих сомнений воинах, столкновение двух тем в Mitrapalit словно говорит о столкновении двух культур, а Harbuz – это теплый и чуть ироничный взгляд человека ХХI века на фольклор.
Кстати, иронический оттенок можно отыскать почти в каждой композиции альбома. Вроде бы чисто джазовый Monk + Munk постепенно переходит в пародию на себя же, иронические нотки чудятся в барочном звучании Barakamera, а финальная Vavior i babioračka несет иронию уже в названии (по- белоруски «babior» - это «бобр», а «vavioračka» - «белочка»). Может быть, эта ирония и есть признак условности, которую вспоминал Виктор, говоря об альбоме? Мне эта условность почудилась и в другом. Финал практически каждой пьесы альбома вызывал живое неудовольствие. Хотелось дальнейшего развития, казалось, что идеи, заложенные в данной композиции, требуют продолжения, что их можно развивать и развивать в рамках этой же пьесы. Но автор решил иначе. И вот тут вспомнился мне Лем. Великий польский фантаст и футуролог бросил писать беллетристику уже к концу 60-х. Одно из последних его произведений в этом жанре представляло собой сборник аннотаций – рецензий на вымышленные произведения вымышленных авторов. И сюжет в этих аннотациях был так вкусно подан, так лихо заверчен, что оставалось только сожалеть, что книги эти так и остались ненаписанными…
Вот и композиции альбома Апалонік з рондаля показались мне такими сюжетными заготовками, которые, увы, продолжения не получили. А, может быть, получат? И если это не сделает Paradox-Ensemble, то, может быть, сделает Виктор Семашко?
2014 Ultra-Music
15 tks / 54 mins
(Виктор Семашко – voc, el.g. mandolin, bass domra, cl, tp, flutes, ocarina, p, melodicа, dr, different ethnic perc;)
Линк предоставил Виктор Семашко
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...