Для начала – небольшая справка. Если вы решите «нырнуть» в Сеть за информацией о Paradox-Ensemble, будьте внимательны. Стоит вам забыть о дефисе между Paradox и Ensemble, как вы попадете на проект британского трубача Ника Уолтерса (со мной в первый раз так и произошло). А вот задав поиск корректно, вы обнаружите, что под почти идентичным названием находится совсем другой проект, созданный минским музыкантом -импровизатором Виктором Семашко. Проекту этому уже немало лет и новейший альбом Апалонік з рондаля – это уже третий альбом в дискографии коллектива.
М-да, коллектива… Хорошее название придумал Виктор для своего детища. Дело в том, что ансамбль этот действительно парадоксален: он состоит из …одного человека, своего создателя. Виктор Семашко превращается в Paradox-Ensemble для реализации проектов не просто сольных, а исключительно домашних, не предназначенных для концертного исполнения. Апалонік з рондаля никак невозможно воссоздать на сцене. Судите сами. Виктор работал над этим альбомом в октябре 2013 года в деревне Горени под Минском, уединившись в «творческой лаборатории», организованной в пустом доме, с компьютером, микрофоном и почти тремя десятками инструментов, включая фортепьяно и целую батарею разнообразных этнических экзотов преимущественно перкуссионного свойства – вьетнамских, иранских, африканских и прочих. Почти всю первую половину 2014 года заняла работа по сведению, мастерингу и так далее. Так что, послушать альбом можно только на диске или в Сети, что я искренне рекомендую сделать всем тем, кто любит импровизационную музыку.
Правда, и тут все не просто. В интервью в связи с выпуском альбома Виктор с одной стороны называет эту работу своей личной вершиной, а с другой – говорит, что в ней все условно – условная музыка, условный ансамбль, условная импровизация. И самое любопытное (парадоксальное?), что, послушав Апалонік з рондаля, находишь резоны и в том и в другом утверждении автора. Слушать альбом чрезвычайно интересно. Свою звукопись Вмктор строит на соединении свободной джазовой импровизации с музыкой барокко, этникой, современной академической музыкой. Я сознательно употребил термин «звукопись» - очень образно звучит эта музыка. Insurhient – это красивый, благородный, смелый, но, увы, обреченный на поражение человек (возможно, Виктор думал о повстанцах 1863 года?), Samuraj с его жестким ритмическим рисунком естественно навевает мысли о пути бусидо и не знающих сомнений воинах, столкновение двух тем в Mitrapalit словно говорит о столкновении двух культур, а Harbuz – это теплый и чуть ироничный взгляд человека ХХI века на фольклор.
Кстати, иронический оттенок можно отыскать почти в каждой композиции альбома. Вроде бы чисто джазовый Monk + Munk постепенно переходит в пародию на себя же, иронические нотки чудятся в барочном звучании Barakamera, а финальная Vavior i babioračka несет иронию уже в названии (по- белоруски «babior» - это «бобр», а «vavioračka» - «белочка»). Может быть, эта ирония и есть признак условности, которую вспоминал Виктор, говоря об альбоме? Мне эта условность почудилась и в другом. Финал практически каждой пьесы альбома вызывал живое неудовольствие. Хотелось дальнейшего развития, казалось, что идеи, заложенные в данной композиции, требуют продолжения, что их можно развивать и развивать в рамках этой же пьесы. Но автор решил иначе. И вот тут вспомнился мне Лем. Великий польский фантаст и футуролог бросил писать беллетристику уже к концу 60-х. Одно из последних его произведений в этом жанре представляло собой сборник аннотаций – рецензий на вымышленные произведения вымышленных авторов. И сюжет в этих аннотациях был так вкусно подан, так лихо заверчен, что оставалось только сожалеть, что книги эти так и остались ненаписанными…
Вот и композиции альбома Апалонік з рондаля показались мне такими сюжетными заготовками, которые, увы, продолжения не получили. А, может быть, получат? И если это не сделает Paradox-Ensemble, то, может быть, сделает Виктор Семашко?
2014 Ultra-Music
15 tks / 54 mins
(Виктор Семашко – voc, el.g. mandolin, bass domra, cl, tp, flutes, ocarina, p, melodicа, dr, different ethnic perc;)
Линк предоставил Виктор Семашко
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ...
Первый альбом франко-американского квартета и, одновременно, первый диск, выпущенный фирмой Label Rives. Этот лейбл основал французский пианист, виолончелист и композитор Гаэль Мевель, лидер Quartet Alta. В его дискографии уже насчитывается ...
Дэйв Страйкер родился и вырос в Омахе, Небраска, но еще в 1980 году перебрался в Нью-Йорк. Сегодня этот гитарист и композитор стоит, можно сказать, на пороге джазовой элиты среди гитаристов. Свидетельством тому может служить тот факт, что в 2013 ...
Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным ...
Очередной необычный проект в каталоге RareNoise Records, проект, который в равной степени может быть отнесен как к сфере рок-музыки, так и к сфере джаза. Однако и в том, и в другом случае он будет резко выделяться своеобразием на фоне другой ...
Они не могли не встретиться – этот лейбл и эта группа. Неизбежное случилось. Результат – перед вами. Все релизы основанного в 2008 году лондонского лейбла RareNoise Records, которые мне до сих пор довелось слышать – это в хорошем ...
Практически все последнее десятилетие обзоры работ американского гитариста Джона Стейна благодаря компании Mixed Media попадали на наши страницы. Кстати, все они выходили на лейбле Whaling City Sound. Те, кто слушал его предыдущие работы или хотя бы ...
Талант Дэниэла Смита уникален. Он – не просто один из лучших фаготистов мира, но еще и чуть ли не единственный в современной музыке исполнитель, играющий на фаготе не только академическую музыку, но и джаз. Восемь лет назад мне довелось писать ...
Во многих странах есть города, которые всеми считаются вторыми, всеми, кроме местных жителей. Те убеждены, что именно их город на самом деле лучший и даст сто очков вперед тому, который остальные считают главным. Москва и Петербург, Вильнюс и ...
Слово «приключение» (Adventure) положительно носит особый характер в творчестве американского гитариста и композитора Пи Джей Расмуссена. Его дебютный альбом назывался Adventures in Flight, а в новой работе Расмуссен переходит от ...
У этого альбома очень красивая обложка, в которой доминируют два цвета - черный и золотой. В черном кимоно, сосредоточенный, как перед обрядом сеппуку, более известным как харакири, в традиционной японской позе сидит автор этого проекта, ...
В 2009 году канадский гитарист Эдам Смэйл переехал из Торонто в Нью-Йорк. Торонто – очень крупный город, но, видимо, современный Вавилон оказывает мощнейшее воздействие на психику, откуда бы ты не приехал. Наверное, поэтому в своем дебютном ...