К своему второму альбому американо-бельгийский ансамбль подошел, потеряв слово «трио» в названии, но формат коллектива остался прежним. На этот раз компанию бельгийскому гитаристу Мишелю Дельвилю и американскому барабанщику Тони Бьянко составил музыкант из элиты современного джаза, блистательный и широко востребованный саксофонист – импровизатор, участник сотен проектов Дэйв Либман. Он сменил молодого саксофониста из Бельгии Жорди Гроньяра, участвовавшего в записи альбома As Real As Thinking (2011), также изданного MoonJune Records и рецензировавшегося нашим сайтом. Идея совместной записи этих музыкантов давно витала в воздухе и воплотилась в реальность, когда в сентябре 2012 года все трое одновременно оказались в Штатах (Бьянко живет преимущественно в Европе, а Дельвиль в тот раз приехал в США по делам, связанным с его второй специальностью – он профессор литературы, преподающий в одном из бельгийских университетов). Запись Inti была сделана за один день, и большинство треков были записаны с первой же попытки.
Еще на стадии знакомства с программой альбома, обнаруживаешь в ней один трек, название которого дает ключ к пониманию всего проекта в целом. Это единственный в альбоме кавер – композиция Джо Завинула In a Silent Way. Сразу вспоминается не только оригинальная версия этой пьесы, но и одноименный альбом Майлса Дэвиса, возвестивший на переломе 70-х годов начало эры джаз-рока. Да, во многом Inti возвращает нас к тем славным временам на весьма высоком творческом уровне. Но замочек к альбому все-таки с «секретом», и секрет тот заключается в фигуре Дэйва Либмана. В свое время Дэйв работал с Майлсом Дэвисом, это было уже в те годы, когда вместо «джаз-рок» начали употреблять термин «фьюжн». Но будучи музыкантом универсальным, он во многих работах, собственных и в качестве приглашенного музыканта, показал, что его стихией еще в большей степени является свободная импровизационная музыка или, другими словами, авангардный джаз.
И вот этот факт и создает главную интригу Inti, делая проект особенно интересным. Жесткая, остро ритмичная игра Дельвиля и Бьянко (они широко используют электронику, технику лупов) встречается с гибким, ярко импровизационным звучанием Либмана. И оказывается, что соло Дэйва отлично вписываются в плотную джаз-роковую ткань композиций. Не забудьте при этом, что Мишель и Тони также ведут свои партии виртуозно, очень технично и с большой творческой фантазией. И если представить себе совместную сессию Майлса Дэвиса и Сесила Тейлора просто невозможно (оба титана, мягко говоря, не слишком высоко оценивали творчество друг друга), то в рамках Machine Mass джаз-рок и авангард переплетаются вполне органично.
Тон задает уже стартовая (она же титульная) композиция. Гитарные риффы Дельвиля в A Sight или саксофонное соло Либмана в Utoma способны восхитить самого строгого ценителя, а чисто импровизационная почти тринадцатиминутная композиция Elisabeth является, на мой вкус, квинтэссенцией всего альбома. Весьма оригинально представлена и In a Silent Way, о которой уже шла речь вначале. Версия Machine Mass с лиричным звучанием деревянной флейты Либмана и ситарообразным голосом гитары Дельвиля принадлежит, опять-таки на мой вкус, к наиболее интересным интерпретациям этой популярной пьесы. А вот единственная композиция с вокалом, The Secret Place, где гостит Саба Тевелде, независимо от достоинств самой пьесы, в общую концепцию альбома вписывается не очень логично. Но, так или иначе, Inti – заметный шаг вперед по сравнению со стартовым альбомом. Очень любопытно, продолжится ли в дальнейшем сотрудничество Мишеля и Тони с Дэйвом Либманом, или этот альбом останется лишь ярким эпизодом пересечения их творческих путей.
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...
Да, Леонид Нарушевич продолжил-таки «раскопки» в своих музыкальных архивах. Вслед за «Корягиным», менее, чем через месяц, на сетевом лейбле HAZE появился новый альбом «Князя Мышкина» под названием «Петин ...
После нескольких альбомов в формате трио, уже знакомых нашим читателям (рецензии на Letting Go (2010) и Shepherd’s Stories (2013) можно найти на сайте) Асаф Сиркис представляет слушателям новый проект: The Sirkis/Bialas International Quartet. ...
Уже несколько лет Аннализа Паскаи Саю является для нашего сайта проводником в мир импровизационной музыки Италии, представляя новые работы музыкантов своей страны, работающих в этом направлении. И вот, впервые, она приоткрыла доступ к собственному ...