К своему второму альбому американо-бельгийский ансамбль подошел, потеряв слово «трио» в названии, но формат коллектива остался прежним. На этот раз компанию бельгийскому гитаристу Мишелю Дельвилю и американскому барабанщику Тони Бьянко составил музыкант из элиты современного джаза, блистательный и широко востребованный саксофонист – импровизатор, участник сотен проектов Дэйв Либман. Он сменил молодого саксофониста из Бельгии Жорди Гроньяра, участвовавшего в записи альбома As Real As Thinking (2011), также изданного MoonJune Records и рецензировавшегося нашим сайтом. Идея совместной записи этих музыкантов давно витала в воздухе и воплотилась в реальность, когда в сентябре 2012 года все трое одновременно оказались в Штатах (Бьянко живет преимущественно в Европе, а Дельвиль в тот раз приехал в США по делам, связанным с его второй специальностью – он профессор литературы, преподающий в одном из бельгийских университетов). Запись Inti была сделана за один день, и большинство треков были записаны с первой же попытки.
Еще на стадии знакомства с программой альбома, обнаруживаешь в ней один трек, название которого дает ключ к пониманию всего проекта в целом. Это единственный в альбоме кавер – композиция Джо Завинула In a Silent Way. Сразу вспоминается не только оригинальная версия этой пьесы, но и одноименный альбом Майлса Дэвиса, возвестивший на переломе 70-х годов начало эры джаз-рока. Да, во многом Inti возвращает нас к тем славным временам на весьма высоком творческом уровне. Но замочек к альбому все-таки с «секретом», и секрет тот заключается в фигуре Дэйва Либмана. В свое время Дэйв работал с Майлсом Дэвисом, это было уже в те годы, когда вместо «джаз-рок» начали употреблять термин «фьюжн». Но будучи музыкантом универсальным, он во многих работах, собственных и в качестве приглашенного музыканта, показал, что его стихией еще в большей степени является свободная импровизационная музыка или, другими словами, авангардный джаз.
И вот этот факт и создает главную интригу Inti, делая проект особенно интересным. Жесткая, остро ритмичная игра Дельвиля и Бьянко (они широко используют электронику, технику лупов) встречается с гибким, ярко импровизационным звучанием Либмана. И оказывается, что соло Дэйва отлично вписываются в плотную джаз-роковую ткань композиций. Не забудьте при этом, что Мишель и Тони также ведут свои партии виртуозно, очень технично и с большой творческой фантазией. И если представить себе совместную сессию Майлса Дэвиса и Сесила Тейлора просто невозможно (оба титана, мягко говоря, не слишком высоко оценивали творчество друг друга), то в рамках Machine Mass джаз-рок и авангард переплетаются вполне органично.
Тон задает уже стартовая (она же титульная) композиция. Гитарные риффы Дельвиля в A Sight или саксофонное соло Либмана в Utoma способны восхитить самого строгого ценителя, а чисто импровизационная почти тринадцатиминутная композиция Elisabeth является, на мой вкус, квинтэссенцией всего альбома. Весьма оригинально представлена и In a Silent Way, о которой уже шла речь вначале. Версия Machine Mass с лиричным звучанием деревянной флейты Либмана и ситарообразным голосом гитары Дельвиля принадлежит, опять-таки на мой вкус, к наиболее интересным интерпретациям этой популярной пьесы. А вот единственная композиция с вокалом, The Secret Place, где гостит Саба Тевелде, независимо от достоинств самой пьесы, в общую концепцию альбома вписывается не очень логично. Но, так или иначе, Inti – заметный шаг вперед по сравнению со стартовым альбомом. Очень любопытно, продолжится ли в дальнейшем сотрудничество Мишеля и Тони с Дэйвом Либманом, или этот альбом останется лишь ярким эпизодом пересечения их творческих путей.
Любой проект с участием Билла Ласуэлла и с логотипом M.O.D. Technologies означает необычную смесь музыкальных стилей и море драйва. Что делать, этот знаменитый басист и продюсер любит диковинные коктейли и умеет приготовлять их очень вкусно. Не стал ...
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...