Robinson / Ramond / Kugel / Kusiolek - The Universe
11.03.2014
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ждет тех, кто предполагает, что на кларнете в джазе до сих пор играют так, как это делали Сидней Беше или Бенни Гудмен. Но шок быстротечен: если вы – человек без предубеждений и заставите себя внимательно послушать, скажем, первые две композиции альбома (все они обозначены на обложке просто порядковым номером), то почти наверняка откроете для себя новый мир, имя которому – современная импровизационная музыка.
Признаюсь честно, мне самому открыл глаза на богатство возможностей, которые таит в себе аккордеон в этой стилистике, именно Кусёлек своим предыдущим проектом Nuntium (рецензию на него можно найти на нашем сайте). Из того проекта в нынешнем участвуют двое музыкантов: помимо польского аккордеониста это известный немецкий барабанщик Клаус Кугель, сфера творческих интересов которого также связана с авангардом на стыке джаза и камерной академической музыки. Два других участника квартета – это американский кларнетист Перри Робинсон и немецкий басист Кристиан Рамонд. Все включенные в альбом записи были сделаны на концертах квартета в Польше и Германии в 2011 – 2012 годах.
На мой вкус, по разнообразию музыкальных идей, творческой фантазии и свободе самовыражения исполнителей, по степени их взаимопонимания, наконец, по легкости восприятия слушателями с разным уровнем подготовки к такого рода музыке, The Universe стал шагом вперед по сравнению с предыдущим проектом. Отдавая должное чуткости к игре коллег и богатству ритмических рисунков, продемонстрированных Рамондом и Кугелем во всех пьесах без исключения, такая оценка альбома связана прежде всего с тем, что здесь Кусёлек нашел конгениального партнера в лице Робинсона. То, что Перри выделывает на своем инструменте описать невозможно – это надо слышать. Но вот диалоги кларнета и аккордеона, просто телепатическая взаимосвязь этих двух солирующих голосов поражает воображение, как и рождающаяся в этом диалоге музыка.
В этой музыке можно найти все – от минимализма до рока. Густо насыщена она и фрагментами этнических мотивов, в первую очередь, как мне показалось, клезмерских. Интернациональный квартет музыкантов действительно рождает на наших глазах (тут я погорячился, так как диск все-таки в формате CD, а не DVD, к сожалению) свою вселенную (The Universe). Каждая часть альбома – это отдельный обитаемый мир. Все они разные, но каждый по-своему интересен: один поражает интенсивностью, другой покоем, в третьем жизнь полна юмора и так далее. Искусство исполнителей соединило эти миры во Вселенную Робинсона – Рамонда – Кугеля – Кусёлека. Welcome!
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...
Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно ...
В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». ...
Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года ...
Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La ...