Во многих странах есть города, которые всеми считаются вторыми, всеми, кроме местных жителей. Те убеждены, что именно их город на самом деле лучший и даст сто очков вперед тому, который остальные считают главным. Москва и Петербург, Вильнюс и Каунас, Осло и Берген… Вы сами можете вспомнить еще не одну такую пару. Есть такая и в Америке: это Нью-Йорк и Чикаго. Если говорить о музыке, то Чикаго, конечно же, в отличие от Нью-Йорка, одна из признанных столиц блюза. С джазом сложнее, тут пальму первенства у Нью-Йорка не отберешь. Но и город на Среднем Западе дал джазу столько идей, имен, событий, что заслуженно занимает особое место в истории этой музыки.
Саксофонист (а точнее мультиинструменталист – он играет и на кларнете, и на флейте) и композитор Шоун Максвелл – один из тех, кто сегодня поддерживает джазовую славу Чикаго. Свой первый альбом в качестве лидера он выпустил еще в 2005 году, в 2011-м вышел четвертый. Во всех этих работах Шоун работал с небольшими составами. И в этом смысле, и во многих других Shawn Maxwell’s Alliance открывает новую страницу в его творчестве. «Альянс» составили десять музыкантов. Тентет – состав большой, но какой-то промежуточный: то ли биг-бэнд неполного состава, то ли камерный академический ансамбль. Когда знакомишься с инструментарием коллектива и потом, когда начинаешь слушать музыку Максвелла, для него написанную, это ощущение двойственности еще более усиливается.
Сам Шоун играет на двух видах саксофонов, флейте и кларнете, еще один саксофонист, Крис Грини, играет на сопрано-саксофоне, есть вибрафон, гитара, фортепьяно отсутствует. Усиленная ритм-группа с двумя контрабасами и, неожиданно, - две валторны, а в качестве дополнительной краски – голос Кери Джонсруд. Альбом Shawn Maxwell’s Alliance звучит чуть больше часа – вполне обычный объем для CD, но в этот час звучания вместилось непривычно много для современной музыки, целых 18 композиций! Начинается альбом с двух больших пьес - Fun Five Funk и Iynes Crayons, а дальше есть композиции, которые длятся не более полутора минут. Может создаться впечатление, что вы присутствуете на художественной выставке, где рядом с большими законченными полотнами выставлены эскизы, наброски, этюды, но это не так: даже самая небольшая пьеса Максвелла имеет свой сюжет, свою логику развития, несет мысль, которую мастер смог вложить в столь небольшое время звучания.
Можно согласиться с автором liner notes альбома Нилом Тессером, который находит в музыке Максвелла общие черты с работами отца минимализма Филиппа Гласса и синтетическими экспериментами Фрэнка Заппы. Но это лишь отдельные черты: Максвелл в своих творческих поисках абсолютно самостоятелен, креативен и далек от стереотипов. Мне запомнилась партия флейты в Iynes Crayons, саксофонные соло на фоне затейливого ритмического рисунка в Waiting Food и остинатно звучащей основной темы в Perpetual Day One. Композиция Pistols N' Tulips с красивой гитарной партией, несмотря на полное отсутствие клавишных, почему-то напомнила раннего Чика Кориа времен Return To Forever. И отличным финалом альбома показалась пьеса You Alright!? I Learned It By Watching You! с сольным вступлением на вибрафоне, остро ритмичной темой, исполняемой тутти, саксофонной репликой и подчеркнуто академичной грустной кодой. Возможно, вам понравятся в Shawn Maxwell’s Alliance какие-то иные эпизоды, во всяком случае, вдумчивому слушателю Шоун и его коллеги предоставили большой простор для выбора!
Итальянское трио с французским названием Chat Noir дебютирует альбомом Elec3Cities на лондонском лейбле RareNoise Records. Пианист и клавишник Мишель Кавальяри, гитарист и басист Лука Фоганьоло и барабанщик Джулиано Феррари – не новички в ...
Ох, не верьте этому буколическому осеннему пейзажу, который изображен на обложке альбома Plymouth! Стоит поставить диск в свой плэйер, как вы обнаружите такую бурю страстей, что на обложке альбома впору помещать фотографию извержения вулкана или ...
К своему второму альбому американо-бельгийский ансамбль подошел, потеряв слово «трио» в названии, но формат коллектива остался прежним. На этот раз компанию бельгийскому гитаристу Мишелю Дельвилю и американскому барабанщику Тони Бьянко ...
Мне кажется, что знаменитому бельгийскому художнику-сюрреалисту Рене Магритту могла бы понравиться обложка альбома его соотечественницы Сюзан Клайнс. Маэстро тоже любил представлять вполне реальные предметы в нереальных сочетаниях, заставляя ...
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ...
Первый альбом франко-американского квартета и, одновременно, первый диск, выпущенный фирмой Label Rives. Этот лейбл основал французский пианист, виолончелист и композитор Гаэль Мевель, лидер Quartet Alta. В его дискографии уже насчитывается ...
Дэйв Страйкер родился и вырос в Омахе, Небраска, но еще в 1980 году перебрался в Нью-Йорк. Сегодня этот гитарист и композитор стоит, можно сказать, на пороге джазовой элиты среди гитаристов. Свидетельством тому может служить тот факт, что в 2013 ...
Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным ...
Очередной необычный проект в каталоге RareNoise Records, проект, который в равной степени может быть отнесен как к сфере рок-музыки, так и к сфере джаза. Однако и в том, и в другом случае он будет резко выделяться своеобразием на фоне другой ...
Они не могли не встретиться – этот лейбл и эта группа. Неизбежное случилось. Результат – перед вами. Все релизы основанного в 2008 году лондонского лейбла RareNoise Records, которые мне до сих пор довелось слышать – это в хорошем ...
Практически все последнее десятилетие обзоры работ американского гитариста Джона Стейна благодаря компании Mixed Media попадали на наши страницы. Кстати, все они выходили на лейбле Whaling City Sound. Те, кто слушал его предыдущие работы или хотя бы ...
Талант Дэниэла Смита уникален. Он – не просто один из лучших фаготистов мира, но еще и чуть ли не единственный в современной музыке исполнитель, играющий на фаготе не только академическую музыку, но и джаз. Восемь лет назад мне довелось писать ...