Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным чувством юмора. В противном случае, он вряд ли назвал бы свой новый альбом и соответствующую композицию «Гуси Лоренца» и уделил этой птице столько внимания в liner notes альбома, вспомнив и гусей, спасших Рим, и жестоких французов, откармливающих гусей для получения дивного блюда фуа-гра, и «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро, и, наконец, отца этологии, науки о поведении животных, Конрада Лоренца, изучавшего серых гусей. Жаль, видно не читал Бруно еще и Ильфа с Петровым, иначе упомянул бы и незабвенного Паниковского, питавшего особую любовь именно к этой птице.
Но за не слишком серьезным названием альбома стоит большая и достаточно необычная работа. Сам Бруно выступает здесь как композитор и дирижер, а основой саунда в этом проекте был сделан квартет кларнетов (звучит, как скороговорка) с участием старого партнера Бруно по Italian Instabile Orchestra, одного из ведущих мастеров итальянского джаза Джанлуиджи Тровези, играющего здесь на альтовом кларнете. Кстати, кларнет был избран Бруно и его основной ассистенткой по работе над проектом, вокалисткой Мартиной Гросси, как наиболее подходящий для имитации голоса гуся инструмент. Голос самой Мартины тоже часто звучит в программе альбома. А помимо кларнетов и женского вокала вы услышите еще и стандартную джазовую ритм-секцию с фортепьяно.
Программу альбома можно разделить на три части. Первая, под названием Oh che bel mattino – это 12 коротких вариаций на тему стандарта Роджерса и Хаммарстейна Oh, what a beautiful morning. Такого рода эксперимент Томмазо ставил уже в далеком 1981 году на своем стартовом альбоме, только тогда предметом анализа служила музыка Джерома Керна. Как пишет все с тем же ироничным юмором автор, «надеюсь, это не последний мой подобный эксперимент, даже с учетом того, что он вряд ли изменит историю музыки». А получилось действительно интересно. Цепочка коротких скетчей – эскизов, где часто и всегда по-разному звучит вокал (особо отмечу Вариации с номерами 3, 5 и 12), отлично взаимодействуют фортепьяно и ударные (вариация № 10) и наиболее близка к свинговому оригиналу вариация №6.
Следующая группа состоит из пяти уже более обстоятельных по времени звучания частей- композиций под общим названием Il Gioco dell’oca. Запомнилось тончайшее кружево, сплетенное четырьмя кларнетами в Alea Jacta Est , отличный скэт-вокал Мартины Гросси в Il Gioco delle Coppie и соло ударных Паоло Корси в La Contrada dell’Oca. А за темами этих пяти произведений, балансирующих между джазом и современной академической музыкой, стоят тени великих – Эллингтона, Стрейхорна, Бартока, Колтрейна и … Уильяма Шекспира.
И, наконец, четыре последние «гусиные» (птица фигурирует в каждом названии) пьесы, еще более продолжительные по времени звучания. Тут сильное впечатление оставил блистательный Тровези в титульной композиции, а ударным и неожиданным финалом альбома стала композиция Piazza delle Oche, где очень красивый вокализ Мартины Гросси под деликатный кларнетный аккомпанемент невероятным образом превращается вдруг в нечто, напоминающие хасидские ниггуним – и этот внезапный переход от почти академического вокала к нео-клезмеру ставит яркую точку в серьезной и многоплановой программе, подготовленной Бруно Томмазо.
Альбом Visions, записанный Кавитой Шах на лейбле известного саксофониста Грега Осби Inner Circle, дарит своим слушателям какое-то особое, праздничное настроение. Возможно, таким ощущением я обязан тому факту, что слушал его в дни рождественских и ...
При всей неиссякаемости потока дебютанток-вокалисток в джазе, американка Лорин Меккиа имеет все шансы запомниться слушателю своим первым альбомом Inside Your Eyes. Дело, конечно, не только в том, что Лорин еще и написала тексты для нескольких ...
Итак, Америка, 50-е… Время Трумэна и Эйзенхауэра, длиннющих лимузинов с крыльями и дешевой нефти, всеобщей TV-зации и роста благосостояния среднего белого американца. Правда, уже разбился странный актер Джеймс Дин и появилась странная музыка ...
Коренной обитатель «Большого яблока» Мэтт Крискуоло – человек весьма разносторонний. Родившись в Бронксе в 1971 году, он уже в восемь лет начал учиться игре на фортепьяно. Правда, став постарше, он окончательно остановился на ...
Великолепный альбом, который вполне может претендовать на титул «диск года». Формально он относится к разряду альбомов-трибьютов, но уж больно отличается от обычных работ подобного рода. Тем более, трибьют здесь двойной. Один персонаж ...
Похоже, не только все, что он умеет, но также и то, что он думает о жизни и о себе показал в своем дебютном альбоме американский саксофонист Майкл Итон. Во многом Individuation можно считать концептуальным альбомом. Его обложка представляет собой ...
Группа, созданная композитором и таристом Микаэлом Восканяном, на сегодняшний день, является самой востребованной в поле этно-джаза в Армении. Созданная в 2011 году, она уже является обладателем многих наград – «Лучшая группа Армении», «Лучший дебют ...
2014-й стал для польской группы Orange the Juice годом решительного наступления на фонографическом фронте. Музыканты из Сталевой Воли пополнили свою дискографию сразу двумя альбомами. По сравнению с экзотическим оформлением The Messiah Is Back ...
Для нашего сайта это первое знакомство с группой Orange the Juice из небольшого польского города Сталева Воля, а для самой группы The Messiah Is Back – это второй альбом. Первый, You Name It, был выпущен довольно давно, еще в 2008 году и сразу ...
Металлы, как известно, бывают разные. Есть прочные и твердые, как сталь, есть тяжелые, как свинец, а есть легкие и мягкие, как алюминий. Но каждый находит свое применение сообразно своим свойствам. Нечто похожее можно отметить и в метал-роке. Музыку ...
Если вы хотите представить себе, что такое этно-джаз, то трудно подобрать для этой цели лучший пример, чем альбом Паскаля Бокара Guitar Balafonics. Практикующий и в качестве лидера, и в качестве сайдмена, музыкант, педагог, работающий в нескольких ...
Альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде – один из видных представителей голландской школы нового джаза, одной из наиболее ярких в Европе. Этого музыканта отличает необычайная творческая активность. Пауль играл со множеством американских и ...