Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным чувством юмора. В противном случае, он вряд ли назвал бы свой новый альбом и соответствующую композицию «Гуси Лоренца» и уделил этой птице столько внимания в liner notes альбома, вспомнив и гусей, спасших Рим, и жестоких французов, откармливающих гусей для получения дивного блюда фуа-гра, и «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро, и, наконец, отца этологии, науки о поведении животных, Конрада Лоренца, изучавшего серых гусей. Жаль, видно не читал Бруно еще и Ильфа с Петровым, иначе упомянул бы и незабвенного Паниковского, питавшего особую любовь именно к этой птице.
Но за не слишком серьезным названием альбома стоит большая и достаточно необычная работа. Сам Бруно выступает здесь как композитор и дирижер, а основой саунда в этом проекте был сделан квартет кларнетов (звучит, как скороговорка) с участием старого партнера Бруно по Italian Instabile Orchestra, одного из ведущих мастеров итальянского джаза Джанлуиджи Тровези, играющего здесь на альтовом кларнете. Кстати, кларнет был избран Бруно и его основной ассистенткой по работе над проектом, вокалисткой Мартиной Гросси, как наиболее подходящий для имитации голоса гуся инструмент. Голос самой Мартины тоже часто звучит в программе альбома. А помимо кларнетов и женского вокала вы услышите еще и стандартную джазовую ритм-секцию с фортепьяно.
Программу альбома можно разделить на три части. Первая, под названием Oh che bel mattino – это 12 коротких вариаций на тему стандарта Роджерса и Хаммарстейна Oh, what a beautiful morning. Такого рода эксперимент Томмазо ставил уже в далеком 1981 году на своем стартовом альбоме, только тогда предметом анализа служила музыка Джерома Керна. Как пишет все с тем же ироничным юмором автор, «надеюсь, это не последний мой подобный эксперимент, даже с учетом того, что он вряд ли изменит историю музыки». А получилось действительно интересно. Цепочка коротких скетчей – эскизов, где часто и всегда по-разному звучит вокал (особо отмечу Вариации с номерами 3, 5 и 12), отлично взаимодействуют фортепьяно и ударные (вариация № 10) и наиболее близка к свинговому оригиналу вариация №6.
Следующая группа состоит из пяти уже более обстоятельных по времени звучания частей- композиций под общим названием Il Gioco dell’oca. Запомнилось тончайшее кружево, сплетенное четырьмя кларнетами в Alea Jacta Est , отличный скэт-вокал Мартины Гросси в Il Gioco delle Coppie и соло ударных Паоло Корси в La Contrada dell’Oca. А за темами этих пяти произведений, балансирующих между джазом и современной академической музыкой, стоят тени великих – Эллингтона, Стрейхорна, Бартока, Колтрейна и … Уильяма Шекспира.
И, наконец, четыре последние «гусиные» (птица фигурирует в каждом названии) пьесы, еще более продолжительные по времени звучания. Тут сильное впечатление оставил блистательный Тровези в титульной композиции, а ударным и неожиданным финалом альбома стала композиция Piazza delle Oche, где очень красивый вокализ Мартины Гросси под деликатный кларнетный аккомпанемент невероятным образом превращается вдруг в нечто, напоминающие хасидские ниггуним – и этот внезапный переход от почти академического вокала к нео-клезмеру ставит яркую точку в серьезной и многоплановой программе, подготовленной Бруно Томмазо.
«Ну что ж, еще один обычный альбом-трибьют,» - скажет иной пресыщенный джазфэн, едва взглянув на обложку этого издания. Но, поставив диск для прослушивания, он сразу, с первых же тактов, убедится в том, что трибьют этот как минимум, ...
Эффектная обложка – взгляд обязательно остановится на ней в ряду с десятком других альбомов. Послушав Arise, третий по счету альбом норвежского трио InterStatic, могу с уверенностью сказать, что для многих и многих слушателей, то, что ...
Итальянский барабанщик, композитор, писатель, бэнд-лидер, участник многих международных фестивалей и обладатель многих наград и почетных званий, Франческо Куза родился в Катании в 1966 году. На сегодня в его творческой биографии значится уже более ...
Куонг Ву – известный новоджазовый трубач, яркий представитель нью-йоркской авангардной сцены. Хотя он вырос и получил образование в США, родился Куонг Ву во Вьетнаме, откуда в 1975 году бежали от вступавших в Сайгон победоносных ...
Изучая творческую биографию гитариста из Майами Линдси Блэйра, поражаешься ее пестроте. Блэйр играл джаз с Мейнардом Фергюссоном, латинскую поп-музыку с Глорией Эстефан, ритм-энд-блюз с Бобби Колдуэллом, а еще кантри, хип-хоп, академическую музыку, ...
Американская вокалистка Шэрон Мэри Клайн родилась во Флориде, но сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе, Калифорния, где ее имя хорошо знакомо местным любителям джаза. This Is Where I Wanna Be – уже третий альбом в ее дискографии, и его можно ...
Любопытное послание адресовал всем своим потенциальным слушателям бывший студент Эллиса Марсалиса и музыкальный директор знаменитого шоу Cirque du Soleil Чарли Деннард этим письмом – именно в виде конверта международной почты оформила альбом ...
Практикующие медики, параллельно профессионально играющие джаз – явление редкое, но не уникальное. Тут сразу вспоминается, наверное, самое известное в этом ряду имя: психиатр – пианист Денни Цейтлин. Пару лет назад мне доводилось ...
Бастарды, играющие стандарты? Возможно, это имели ввиду три итальянских музыканта, приняв в качестве названия своей группы каламбур из этих двух слов: Bastandards. А играют они именно джаз, что подчеркивает восклицательный знак уже в названии ...
Я, конечно, понимаю, что издание DVD- штука значительно более затратная, чем издание CD – диска, но, посмотрев на YouTube промо-ролик альбома и прослушав сам альбом Dagli Appendini Alle Ante, записанный квинтетом Лоренцо Капелло, я искренне ...
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...