Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным чувством юмора. В противном случае, он вряд ли назвал бы свой новый альбом и соответствующую композицию «Гуси Лоренца» и уделил этой птице столько внимания в liner notes альбома, вспомнив и гусей, спасших Рим, и жестоких французов, откармливающих гусей для получения дивного блюда фуа-гра, и «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро, и, наконец, отца этологии, науки о поведении животных, Конрада Лоренца, изучавшего серых гусей. Жаль, видно не читал Бруно еще и Ильфа с Петровым, иначе упомянул бы и незабвенного Паниковского, питавшего особую любовь именно к этой птице.
Но за не слишком серьезным названием альбома стоит большая и достаточно необычная работа. Сам Бруно выступает здесь как композитор и дирижер, а основой саунда в этом проекте был сделан квартет кларнетов (звучит, как скороговорка) с участием старого партнера Бруно по Italian Instabile Orchestra, одного из ведущих мастеров итальянского джаза Джанлуиджи Тровези, играющего здесь на альтовом кларнете. Кстати, кларнет был избран Бруно и его основной ассистенткой по работе над проектом, вокалисткой Мартиной Гросси, как наиболее подходящий для имитации голоса гуся инструмент. Голос самой Мартины тоже часто звучит в программе альбома. А помимо кларнетов и женского вокала вы услышите еще и стандартную джазовую ритм-секцию с фортепьяно.
Программу альбома можно разделить на три части. Первая, под названием Oh che bel mattino – это 12 коротких вариаций на тему стандарта Роджерса и Хаммарстейна Oh, what a beautiful morning. Такого рода эксперимент Томмазо ставил уже в далеком 1981 году на своем стартовом альбоме, только тогда предметом анализа служила музыка Джерома Керна. Как пишет все с тем же ироничным юмором автор, «надеюсь, это не последний мой подобный эксперимент, даже с учетом того, что он вряд ли изменит историю музыки». А получилось действительно интересно. Цепочка коротких скетчей – эскизов, где часто и всегда по-разному звучит вокал (особо отмечу Вариации с номерами 3, 5 и 12), отлично взаимодействуют фортепьяно и ударные (вариация № 10) и наиболее близка к свинговому оригиналу вариация №6.
Следующая группа состоит из пяти уже более обстоятельных по времени звучания частей- композиций под общим названием Il Gioco dell’oca. Запомнилось тончайшее кружево, сплетенное четырьмя кларнетами в Alea Jacta Est , отличный скэт-вокал Мартины Гросси в Il Gioco delle Coppie и соло ударных Паоло Корси в La Contrada dell’Oca. А за темами этих пяти произведений, балансирующих между джазом и современной академической музыкой, стоят тени великих – Эллингтона, Стрейхорна, Бартока, Колтрейна и … Уильяма Шекспира.
И, наконец, четыре последние «гусиные» (птица фигурирует в каждом названии) пьесы, еще более продолжительные по времени звучания. Тут сильное впечатление оставил блистательный Тровези в титульной композиции, а ударным и неожиданным финалом альбома стала композиция Piazza delle Oche, где очень красивый вокализ Мартины Гросси под деликатный кларнетный аккомпанемент невероятным образом превращается вдруг в нечто, напоминающие хасидские ниггуним – и этот внезапный переход от почти академического вокала к нео-клезмеру ставит яркую точку в серьезной и многоплановой программе, подготовленной Бруно Томмазо.
Любой проект с участием Билла Ласуэлла и с логотипом M.O.D. Technologies означает необычную смесь музыкальных стилей и море драйва. Что делать, этот знаменитый басист и продюсер любит диковинные коктейли и умеет приготовлять их очень вкусно. Не стал ...
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...