Великолепный альбом, который вполне может претендовать на титул «диск года». Формально он относится к разряду альбомов-трибьютов, но уж больно отличается от обычных работ подобного рода. Тем более, трибьют здесь двойной. Один персонаж этого трибьюта вполне очевиден: его имя стоит на обложке. Интерес к творчеству Телониуса Монка и его идеям с годами, как благородное вино, только набирает силу. Я никогда ранее не указывал в обзорах перечень композиций альбома, но в данном случае мне хочется привести его полностью. Итак, программу альбома составили следующие пьесы знаменитого пианиста и композитора: Epistrophy; Pannonica; Green Chimneys; ’Round Midnight; Crepuscule with Nellie; Nutty; Ruby, My Dear; Let’s Cool One; Blue Monk; Monk’s Mood, In Walked Bud – чуть ли не все самые известные и часто исполняемые его вещи. А теперь о втором герое трибьюта, имя которого сразу определит уже не рядовой, а в определенной степени продвинутый любитель джаза. Он, конечно же, свяжет определение «гармолодический» с музыкально-философской концепцией музыки, выдвинутой в свое время Орнеттом Коулмэном. Человек, которого многие считают отцом фри-джаза (а уж термин этот в любом случае возник в названии именно его альбома), создал свою, прямо скажем, несколько путаную и невнятную теорию гармолодии (в этом слове он объединил понятия «гармония», «движение» и «мелодия», естественно, в их английском звучании). Если в двух словах, в ее основе лежат те же принципы, что и во фри-джазе – атональность, полимодальность, ритмическая свобода и т.д., но еще и решающая роль личности музыканта на создаваемую им музыку. Так что, коллекция великих пьес Монка исполнена в этом проекте с позиций гармолодической теории Коулмэна.
Ну, а теперь пора переходить к создателям проекта. Их двое, так что мы имеем дело с непростым для исполнения и не всегда легким для восприятия форматом дуэта. Кстати, Монк – пианист, Коулмэн – саксофонист, но эти инструменты в альбоме Harmolodic Monk вы не услышите. По инструментарию дуэт весьма не тривиален. Мэтт Лавель играет на корнете, флюгельгорне и альт-кларнете, а его коллега Джон Пьетаро – на вибрафоне, конгас и другой перкуссии, включая ирландский барабанчик боуран (по мнению знатоков гэльского языка транскрибировать это слово правильнее именно так). Трубач Мэтт Лавель (р.1970) прошел в своем творчестве через ряд метаморфоз: начинал он со стиля свинг, потом играл мэйнстрим, а с конца прошлого века сблизился с представителями даунтаун-мьюзик в Нью-Йорке, стал завзятым авангардистом. В 2005 году Мэтт продолжительное время брал уроки у Орнетта Коулмэна. Видимо, именно тогда он проникся гармолодическими идеями, и уж точно с тех пор ввел в арсенал своих инструментов альтовый кларнет, оценить звучание которого в его исполнении вы сможете в первой же пьесе альбома Epistrophy. Джон Пьетаро не только музыкант, но и публицист. В обеих ипостасях уроженец Бруклина исповедует самые радикальные взгляды на искусство и также принадлежит к кругу ярких мастеров авангардного джаза.
Я не стану вдаваться в тонкости изложения дуэтом музыки Монка с точки зрения теорий Коулмэна, да и вам не советую на этом зацикливаться. Лучше просто слушать изысканную по звучанию (духовые + вибрафон + перкуссия), оригинальную по творческой интерпретации и просто необычайно интересную музыку. Скажу только, что версия ’Round Midnight в исполнении дуэта Лавель- Пьетаро показалась мне одной из лучших из когда-либо слышанных ранее. Очень советую не пропустить этот альбом!
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...
Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно ...
В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». ...
Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года ...
Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La ...