Free Nelson Mandoomjazz - The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus
09.02.2014
Они не могли не встретиться – этот лейбл и эта группа. Неизбежное случилось. Результат – перед вами. Все релизы основанного в 2008 году лондонского лейбла RareNoise Records, которые мне до сих пор довелось слышать – это в хорошем смысле музыкальная провокация, это сочетание в одном целом стилистик порой столь различных, что вам даже не могло прийти в голову, что они в принципе могут «ужиться» вместе в одной работе. Именно таких исполнителей записывает RareNoise. Три музыканта из Эдинбурга, басист Колин Стюарт, ударник Пол Арчибальд и саксофонистка Ребекка Снеддон встретились случайно, играя вместе в одном блюзовом проекте. И в ходе знакомства выяснилось, что список предпочтений у них одинаковый, хотя и странноватый: им одновременно нравятся Black Sabbath, Slayer, Brutal Truth и Сан Ра, Сонни Роллинс, Элберт Эйлер – дум метал, хард-боп и фри-джаз! И тогда они решили вместе поиграть музыку, в которой все это каким-то образом присутствует, а чтобы критики не беспокоились, сами придумали определение для такой зубодробительной стилистики: дум джаз (doom jazz). Свое трио они назвали тоже замысловато, соединив в названии имя знаменитого борца с апартеидом и первого чернокожего президента ЮАР с изобретенным ими стилем. Так родилось трио Free Nelson Mandoomjazz. Первыми работами группы стали самостоятельно изданные два ЕР – диска: The Shape Of Doomjazz To Come и Saxophone Giganticus.
И после этого Эральдо Берноччи и Джакомо Бруццо, два итальянца, основавшие в Лондоне RareNoise Records, обнаружили, что музыка шотландского трио как нельзя лучше соответствует концепции их лейбла. Первым результатом подписанного контракта стал выпуск на одном диске в необычном формате двойного ЕР обеих на сегодня увидевших свет работ Free Nelson Mandoomjazz. Вместе оба ЕР составили практически полноценный альбом – 7 композиций и почти пятьдесят минут звучания. Он поступит в продажу в начале марта этого года.
И фирменный стиль Free Nelson Mandoomjazz вы сможете оценить с первых же треков - Where My Soul Can Be Free и Into The Sky. Это не очень быстрый по темпу, но мерный, тяжелый, давящий, какой-то мистический ритм, разгоняемый Стюартом и Арчибальдом, на фоне которого альт-саксофон Снеддон в импровизациях раз за разом улетает в самые высокие регистры, штурмуя прямо-таки стратосферные высоты. Чуть более спокойными, даже с каким-то намеком на лирику выглядят две следующие пьесы - The Mask of the Red Death и Nobody Fucking Posts to the UAE. Весьма оригинальной получилась композиция K54, навеянная … сонатой итальянского композитора эпохи барокко Доменико Скарлатти. Как вам такой коктейль? А по ощущениям – вполне убедительно, и даже с выходом на квази-академическую коду. Пьеса Saxophone Giganticus уже в названии содержит явный намек на известнейшую работу Сонни Роллинса Saxophone Colossus. Саксофон Ребекки Снеддон здесь из фри-джазового поля временами переходит в зону хард-бопа, и ее головоломные пассажи вносят нотку абстракции в музыку трио. А вот финальная пьеса Black Sabbath, парафраз известной ранней композиции известной группы, по сравнению с оригиналом демонстрирует не меньший напор, но, вдобавок, еще более сгустившуюся, кажется, ощутимую на ощупь атмосферу мистики.
Такой вот диск, такая вот группа. Безусловно, свежий, необычный и любопытный коллектив, но, разумеется, на любителя. Остается добавить, что вслед за этим изданием трио начинает работу над уже совершенно новым альбомом для RareNoise Records. Подождем, наверняка будет интересно.
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...
Для начала хотелось бы вспомнить факт жесткий, но непреложный. В любом музыкальном направлении, не только в поп-музыке, известности добиваются в лучшем случае десятки из тысяч и тысяч. И далеко не всегда эти счастливчики – самые лучшие, порой ...
Диски такого формата – крайне редкие гости в наших обзорах. Синглом Soul’d дебютирует одноименное трио из Азии, участники которого приветствуют вас с обложки своего диска. В центре – Арун Шеной, гитарист, композитор и продюсер, ...
Отличный подарок любителям авангардной импровизационной музыки готовит лондонский лейбл RareNoise Records к 22 сентября 2014 года. В этот день начинаются продажи альбома Red Hill, имена создателей которого вы видите на обложке. Имена, конечно, ...
Мне никогда ранее не доводилось слышать этого исполнителя, но информация из пресс-релиза о том, что Джо Феррара – вокалист, вызвала определенный энтузиазм. Новые имена среди джазовых певцов появляются заметно реже, чем среди вокалисток. ...
Самый новый на сегодняшний день альбом Миши Цыганова издан голландским лейблом Criss Cross Jazz в его фирменном оформлении (цветная фотография на темном фоне). В отличие от предыдущих альбомов пианиста, где превалировала авторская музыка, самое ...
Эрни Уоттс – пример успешного творческого человека. Карьера в джазе этого тенор-саксофониста длится уже более полувека, он играл со многими великанами, от Эддерли до Rolling Stones, более четверти века работал в квартете Чарли Хэйдена. Уоттс ...
Не было в 50-х и 60-х годах прошлого века более популярного джазового вокального ансамбля, чем трио Lambert, Hendricks and Ross. И с тех самых пор имя родившейся в Лондоне шотландской певицы Энни Росс навсегда вписано в джазовую историю весьма ...