Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе в Мольде в 2000 году, где их совместное выступление с Чиком Кориа было записано на впоследствии выпущенном диске. С венгерским барабанщиком Андрашем Хальмошем Кетиль познакомился тоже на фестивале, в норвежском Конгсберге, где он выступал со своей группой Møster!. Быстро выяснилось, что оба музыканта исповедуют схожие взгляды на музыку, считая, что различные направления в ней не столь далеки друг от друга, как это часто преподносится критикой. Такой подход создал почву для дальнейшего сближения, которое привело к появлению альбома Jü Meets Møster .
Jü – это трио из Будапешта, в котором Хальмош играет вместе с гитаристом Адамом Месарошем и басистом Эрне Хоком. Диапазон творческих интересов трио необычайно широк: от хард-рока до марокканской музыки гнава, которую в свое время исполнял Хальмош. Гитарист Месарош своими гитарными кумирами считает Скофилда, МакЛафлина и Фризелла. Басист Хок начинал с метал-рока. Вместе музыканты играют экспериментальную импровизационную музыку. Альбом с Кетилем Мёстером стал первым в их дискографии.
Jü Meets Møster – это музыка, к которой трудно подобрать определение. Венгерское трио создает очень плотную, насыщенную музыкальную ткань, по которой «вышивает» свои импровизационные узоры Мёстер. Кетиль предпочитает низкоголосые инструменты саксофонного семейства – тенор и баритон, играет на них преимущественно в среднем и низком регистре, еще более подчеркивая интенсивность и несколько мрачноватую ауру исполняемых композиций. На музыку альбома можно, конечно, наклеить яркий ярлычок, типа «хард-рок встречается с фри-джазом», но это будет не слишком точно. Пожалуй, термин «свободная импровизационная музыка», насыщенная самыми разными элементами и приемами, выглядит тут более приемлемым.
При этом композиция KJU, самая короткая на диске, действительно является результатом чисто импровизационного взаимодействия партнеров, в остальных же пяти основная линия развития была оговорена музыкантами заранее. В Dear Johann с драматичным дуэтом тенор-саксофона и ударных и Bhajan с неумолимым нагнетанием драйва баритон-саксом Мёстера энергетика пьес очень близка к року за счет пульсации ударных и дисторшн-звука Месароша и Хока. Morze (for Ágoston Bèla) и финишная пятнадцатиминутная One – композиции более психоделического плана, с рваным ритмом и чуть пониженной «температурой» взаимодействия музыкантов. Однако, музыка венгерско-норвежского квартета завораживает в любой из них. Не знаю, планируют ли музыканты продолжение сотрудничества, или этот проект останется единичным примером их творческой встречи, но Jü Meets Møster бесспорно заслуживает самых добрых слов. И еще одно. Альбом идеально вписывается в основную линию издательской политики лондонского лейбла RareNoise Records, принципиально ориентированной на музыку, в которой не существует стилистических границ.
Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года ...
Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La ...
В своей издательской политике шеф итальянского лейбла Rudi Records Массимо Людиконе придерживается двух принципов: он отдает предпочтение современной импровизационной музыке и «живым», а не студийным записям. Таков и самый свежий релиз ...
В красочной плеяде индонезийских музыкантов, которых открывает западному миру Леонардо Павкович, шеф нью-йоркского лейбла Moonjune Records, гитарист и композитор Дева Буджана занимает особое место. Его отличает ярко выраженное стремление ...
Двое из трех участников этого проекта постоянным посетителям нашего сайта уже должны быть знакомы. В 2013 году также на MoonJune Records был издан на редкость удачный дебютный альбом сербского гитариста Душана Евтовича Am I Walking Wrong?, в записи ...
В попсовом мире такое практически не встречается. Там все поглощены собой, любимым. А вот для классического рока, блюза, джаза альбомы-трибьюты – не редкость. И для авангарда тоже. Не без изрядной доли самоиронии выбрав для обложки своего ...
Итальянское трио с французским названием Chat Noir дебютирует альбомом Elec3Cities на лондонском лейбле RareNoise Records. Пианист и клавишник Мишель Кавальяри, гитарист и басист Лука Фоганьоло и барабанщик Джулиано Феррари – не новички в ...
Ох, не верьте этому буколическому осеннему пейзажу, который изображен на обложке альбома Plymouth! Стоит поставить диск в свой плэйер, как вы обнаружите такую бурю страстей, что на обложке альбома впору помещать фотографию извержения вулкана или ...
К своему второму альбому американо-бельгийский ансамбль подошел, потеряв слово «трио» в названии, но формат коллектива остался прежним. На этот раз компанию бельгийскому гитаристу Мишелю Дельвилю и американскому барабанщику Тони Бьянко ...
Мне кажется, что знаменитому бельгийскому художнику-сюрреалисту Рене Магритту могла бы понравиться обложка альбома его соотечественницы Сюзан Клайнс. Маэстро тоже любил представлять вполне реальные предметы в нереальных сочетаниях, заставляя ...
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ...
Первый альбом франко-американского квартета и, одновременно, первый диск, выпущенный фирмой Label Rives. Этот лейбл основал французский пианист, виолончелист и композитор Гаэль Мевель, лидер Quartet Alta. В его дискографии уже насчитывается ...