Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе в Мольде в 2000 году, где их совместное выступление с Чиком Кориа было записано на впоследствии выпущенном диске. С венгерским барабанщиком Андрашем Хальмошем Кетиль познакомился тоже на фестивале, в норвежском Конгсберге, где он выступал со своей группой Møster!. Быстро выяснилось, что оба музыканта исповедуют схожие взгляды на музыку, считая, что различные направления в ней не столь далеки друг от друга, как это часто преподносится критикой. Такой подход создал почву для дальнейшего сближения, которое привело к появлению альбома Jü Meets Møster .
Jü – это трио из Будапешта, в котором Хальмош играет вместе с гитаристом Адамом Месарошем и басистом Эрне Хоком. Диапазон творческих интересов трио необычайно широк: от хард-рока до марокканской музыки гнава, которую в свое время исполнял Хальмош. Гитарист Месарош своими гитарными кумирами считает Скофилда, МакЛафлина и Фризелла. Басист Хок начинал с метал-рока. Вместе музыканты играют экспериментальную импровизационную музыку. Альбом с Кетилем Мёстером стал первым в их дискографии.
Jü Meets Møster – это музыка, к которой трудно подобрать определение. Венгерское трио создает очень плотную, насыщенную музыкальную ткань, по которой «вышивает» свои импровизационные узоры Мёстер. Кетиль предпочитает низкоголосые инструменты саксофонного семейства – тенор и баритон, играет на них преимущественно в среднем и низком регистре, еще более подчеркивая интенсивность и несколько мрачноватую ауру исполняемых композиций. На музыку альбома можно, конечно, наклеить яркий ярлычок, типа «хард-рок встречается с фри-джазом», но это будет не слишком точно. Пожалуй, термин «свободная импровизационная музыка», насыщенная самыми разными элементами и приемами, выглядит тут более приемлемым.
При этом композиция KJU, самая короткая на диске, действительно является результатом чисто импровизационного взаимодействия партнеров, в остальных же пяти основная линия развития была оговорена музыкантами заранее. В Dear Johann с драматичным дуэтом тенор-саксофона и ударных и Bhajan с неумолимым нагнетанием драйва баритон-саксом Мёстера энергетика пьес очень близка к року за счет пульсации ударных и дисторшн-звука Месароша и Хока. Morze (for Ágoston Bèla) и финишная пятнадцатиминутная One – композиции более психоделического плана, с рваным ритмом и чуть пониженной «температурой» взаимодействия музыкантов. Однако, музыка венгерско-норвежского квартета завораживает в любой из них. Не знаю, планируют ли музыканты продолжение сотрудничества, или этот проект останется единичным примером их творческой встречи, но Jü Meets Møster бесспорно заслуживает самых добрых слов. И еще одно. Альбом идеально вписывается в основную линию издательской политики лондонского лейбла RareNoise Records, принципиально ориентированной на музыку, в которой не существует стилистических границ.
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...
Для начала хотелось бы вспомнить факт жесткий, но непреложный. В любом музыкальном направлении, не только в поп-музыке, известности добиваются в лучшем случае десятки из тысяч и тысяч. И далеко не всегда эти счастливчики – самые лучшие, порой ...
Диски такого формата – крайне редкие гости в наших обзорах. Синглом Soul’d дебютирует одноименное трио из Азии, участники которого приветствуют вас с обложки своего диска. В центре – Арун Шеной, гитарист, композитор и продюсер, ...
Отличный подарок любителям авангардной импровизационной музыки готовит лондонский лейбл RareNoise Records к 22 сентября 2014 года. В этот день начинаются продажи альбома Red Hill, имена создателей которого вы видите на обложке. Имена, конечно, ...