nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Viktar Siamashka - Calavera

Viktar Siamashka - Calavera  Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года нынешнего в сетевом лейбле Tape-Safe, больше напоминает, если обратиться к литературе, томик «Избранного». В него вошли три объемные, каждая несколько больше двадцати минут, композиции, исполненные в разное время в прошлом году на разных минских сценах и не связанные некоей общей идеей. Объединяет их другое: во всех трех случаях мы слышим авторскую импровизационную музыку в сольном исполнении самого автора.

Однако, слушая альбом, вам непросто будет в это поверить, учитывая тот факт, что все записи – концертные и ни о какой студийной алхимии здесь речь не идет. Тем не менее, подчас возникает ощущение, что звучит целый ансамбль, и ансамбль не маленький. Современные луперы и прочие электронные примочки помогли Виктору, играющему здесь на различных духовых и перкуссионных инструментах, а также на фортепьяно, добиваться такого впечатляющего эффекта.

Вы сможете оценить его уже после нескольких минут звучания первой, самой крупной и давшей имя всему альбому композиции Calavera. Сначала здесь звучит духовое соло, потом оно превращается в дуэт, потом, постепенно, добавляется перкуссия, возникает трио, затем квартет, а затем… затем я сбился со счета. Но дело, разумеется, не в этих эффектах, как таковых. Дело в другом – в яркой фантазии исполнителя, в творческой изобретательности, в мастерстве импровизации. Музыку Виктора слушаешь, словно читаешь увлекательную книгу, от которой невозможно оторваться, пока не дойдешь до конца. Так и тут: завороженно следишь за развитием композиции, за сменой тем и ритмов, за чередованием сольных и «ансамблевых» кусков, за внезапными поворотами сюжета, вроде вторгающегося в музыкальную ткань птичьего щебета, и так вплоть до коды, сохраняя литературные аналогии, напоминающей открытый финал повествования, позволяющий самому поразмышлять над тем, что же там могло быть дальше…

Вторая композиция, Emak Bakia крепче привязана к конкретному сюжету, если, конечно, знаком с ним. Дело в том, что она представляет собой созданный Виктором Семашко саундтрек к одноименному немому фильму, исполненный на фестивале немого кино и современной музыки, прошедшем в Минске в 2013 году в музее-мастерской Заира Азгура. Известный американский авангардист Ман Рей, работавший преимущественно во Франции и связанный сначала с дадаизмом, а затем с сюрреализмом, снял Emak Bakia в 1926 году. Рей прославился в основном, как фотограф-сюрреалист, хотя охотно прибегал и к синтезу искусств (например, сотрудничал с поэтом Полем Элюаром). Его сюрреалистические эксперименты в сфере кино заметно уступают по степени известности аналогичным работам, скажем, Бунюэля и Дали. Emak Bakia я никогда не видел, на упомянутом фестивале побывать не пришлось, поэтому саундтрек Семашко слушал, как абсолютно самостоятельное произведение. С фильмом Мана Рея эту музыку для меня связывает лишь голос, торжественно возглашающий в финале пьесы это название. Не знаю, насколько это связано с сюжетом (что, вообще говоря, для сюрреалистического фильма есть понятие условное), но мне показалось, что Виктор сознательно придал этой музыке, особенно в средней части, где звучит фортепьяно, оттенок некоей нарочитой карикатурности, подчеркивающий условность всего действа.

И, наконец, третья композиция альбома с громким названием Bolero. Достаточно долго слушатель пребывает в недоумении в связи с этим названием. Виктор, словно опытный рассказчик, стремящийся преподнести свою историю поэффектнее, очень долго водит слушателя «окольными тропами», пока, наконец, - вот оно! На последней трети звучания в композиции прорезаются узнаваемые интонации равелевского «хита». Но просто следовать за одной из самых популярных тем академической музыки настоящему импровизатору, конечно же, скучно. И Виктор направляет свою вариацию на тему необычным путем: знакомый остинатный ритм неожиданно приобретает ощутимый белорусский акцент, а заканчивается все почти академическим фортепьянным росчерком.

Calaverа может нравиться или не нравиться (лично я занимаю место в рядах тех, кому «нравится»), но неоспоримо, что музыкант-импровизатор Виктор Семашко не остановился в развитии, и в 2013-м работал много и результативно, его музыкальный язык столь же узнаваем, сколь и индивидуален – а это уже свидетельство класса. Что-то принесет год текущий?

2014 Tape-Safe TaSe-57
3 tks / 65 mins
(Viktar Siamashka – all instruments;)
Линк предоставил Виктор Семашко


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2014г.

  • стиль: джаз, джаз
Австралийская группа Opus of a Machine выпустила свой дебютный альбом Simulacra в ноябре 2014 года, это очень свежий диск. Но прежде чем говорить о нем, стоит, хотя бы контурно, очертить его целевую аудиторию. Поклонников разнообразных джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
  • стиль: джаз, джаз
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
  • стиль: джаз, джаз
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
  • стиль: джаз, джаз
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
  • стиль: джаз, джаз
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
  • стиль: джаз, джаз
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
  • стиль: джаз, джаз
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
  • стиль: джаз, джаз
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
  • стиль: джаз, джаз
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com