В своей издательской политике шеф итальянского лейбла Rudi Records Массимо Людиконе придерживается двух принципов: он отдает предпочтение современной импровизационной музыке и «живым», а не студийным записям. Таков и самый свежий релиз Rudi Records - альбом Canarie норвежской группы Honest John. Название у этого коллектива довольно странное, помнится, так же назывались американские ракеты класса «земля-земля» 60-х годов. Что имели ввиду пятеро молодых норвежцев, не знаю, но, согласитесь, название запоминающееся.
Впрочем, гораздо более существенно, что и музыка у Honest John также получается яркой и запоминающейся, что для выбранного коллективом направления на стыке фри- джаза и авангардной академической музыки задача совсем непростая. Возможно, «виной» тому достаточно необычная звуковая палитра квинтета. Наряду с традиционной для джаза ритм-группой ударные – контрабас, ее составляют три основных солирующих голоса: альт-саксофон (или кларнет), гитара (или банджо) и скрипка.
В Canarie многие композиции начинаются с сольной партии одного из инструментов, например, гитары Кима Йоханессена (в Tresko Og Ost) или скрипки (потрясающее соло Оле-Хенрика Моэ в Happy Guigue), которая затем постепенно перетекает в общий диалог всех участников ансамбля. При этом я не рискнул бы определить в лидеры кого-то одного из участников квинтета - Honest John демонстрирует именно коллективную импровизацию и на очень высоком уровне. Если взять ту же композицию Tresko Og Ost, ставшую моим персональным фаворитом альбома, то здесь после гитарного вступления инициативу перехватывает саксофон Клауса Эллерхюзена Хольма, потом его альт очень деликатно и тонко сопровождает почти академическое скрипичное соло Моэ, чтобы в финале вновь выйти на авансцену.
Впрочем, яркие, запоминающиеся моменты есть практически в каждой композиции альбома. Запомнились диалог саксофона и ударных Эрика Нюландера в титульной композиции, заканчивающейся резкой кодой на полу-ноте, партия кларнета Хольма и легкий налет этники в ритмической структуре Chachas, нежное звучание скрипки в напряженной, тревожной атмосфере пьесы Ab Vibb и многое, многое другое. Если кому-то современный авангард видится как нечто сухое и заумное, то музыка Honest John его приятно удивит. Норвежцы играют очень эмоционально, их музыка легко «ложится на ухо» и стереотипные представления о северной сдержанности здесь явно не работают. Для меня альбом Canarie был первой встречей с квинтетом Honest John и жалеть об этом знакомстве не пришлось. Надеюсь, что это мнение разделят со мной многие из тех, кого покорит богатство сонористических красок, позитивная энергетика и мастерство музыкантов из Норвегии.
Редкий на наших страницах образчик джаза из Португалии. Барабанщик и композитор из Лиссабона Жоао Ленкастре в общем-то играет самую разнообразную музыку, но его джазовый проект João Lencastre's Communion успешно развивается аж с 2005 года и ...
Австралийская группа Opus of a Machine выпустила свой дебютный альбом Simulacra в ноябре 2014 года, это очень свежий диск. Но прежде чем говорить о нем, стоит, хотя бы контурно, очертить его целевую аудиторию. Поклонников разнообразных джазовых ...
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...