У этого альбома очень красивая обложка, в которой доминируют два цвета - черный и золотой. В черном кимоно, сосредоточенный, как перед обрядом сеппуку, более известным как харакири, в традиционной японской позе сидит автор этого проекта, американский саксофонист Би Джей Дженсен. Золотом отливает лежащий перед ним инструмент, баритон-саксофон фирмы «Янагисава». Когда вы поставите диск в свой плэйер, то убедитесь, что и содержание здесь ничуть не уступает форме. Но пока нам придется чуть отвлечься от музыки и обратиться к истории, поскольку концепция этой работы Би Джей Дженсена напрямую с ней связана, о чем он сообщает в собственноручно написанных liner notes альбома.
Был в средневековой Японии период под названием Сэнгоку дзидай или «Эпоха воюющих провинций», длившийся со второй половины ХY до начала XYII века. Он очень популярен у кинематографистов: битвы, войны, интриги, блестящие полководцы… Дайме (князья) разных провинций дрались за власть до тех пор, пока в итоге победителем не вышел Токугава Иэясу, ставший сегуном и на 250 лет объединивший Японию под властью своего клана. Много доблестных самураев полегло в этих бесконечных войнах, но не меньше лишилось своих хозяев, погибавших в ходе борьбы. Естественно, особенно много их было среди тех, кто воевал против победоносного Токугава. Они получили особое название – ронины. Ронины старались мстить за погибшего господина, нищали, голодали, зачастую всем их имуществом оставались только два самурайских меча. Некоторые кончали собой, но до последнего старались в повседневной жизни придерживаться кодекса поведения настоящего самурая.
Именно с таким ронинами, бедными, но гордыми, сравнивает себя и своих единомышленников Би Джей Дженсен: исполнители импровизационной музыки также хранят верность выбранному пути, служат музыке, несмотря на то, что такой выбор обрекает их на роль маргиналов, бредущих вдали от ярко освещенных, легких и сытных дорог. Учитывая сегодняшнюю долю джаза в общей музыкальной продукции, с Би Джеем можно согласиться и… позавидовать найденному им эффектному образу.
Ronin, The Masterless Samurai – полностью авторский альбом, состоящий из девяти пьес Дженсена, первой из которых поставлена титульная: Ronin. Главным ассистентом Дженсена в этом проекте выступает живущая в США японская пианистка Мамико Ватанабе, а дополняет квартет исполнителей ритм-группа. Ее состав менялся только в одной пьесе The Cost, где Би Джей оказался в исключительно женском окружении. Манерой игры, а порой и стилистикой сам Дженсен напоминает, наверное, самого известного джазового баритон-саксофониста Джерри Маллигена. Особенно это заметно, как мне показалось, в мастерски сыгранных им блюзах - Best Fiend и Blues for C.P. Впрочем, есть в программе и композиция The Cost, где Дженсен уже совсем не похож на мастера холодноватого элегантного саунда, поражая слушателя стремительным, как водопад, потоком звуков, прерываемым короткими фортепьянными брэйками Ватанабе. Интересна и композиция Diamonds for Lil, где в финале баритон-саксофон Би Джея звучит удивительно лирично, что, казалось бы, несвойственно этому своенравному инструменту. А заканчивается диск пьесой The Code, на мой вкус, лучшим образцом диалога фортепьяно – саксофон во всем альбоме. Если вам по нраву хард-боп в своем современном обличье, ронин Би Джей Дженсен оправдает ваши ожидания. Искренне рекомендую!
Эрни Уоттс – пример успешного творческого человека. Карьера в джазе этого тенор-саксофониста длится уже более полувека, он играл со многими великанами, от Эддерли до Rolling Stones, более четверти века работал в квартете Чарли Хэйдена. Уоттс ...
Не было в 50-х и 60-х годах прошлого века более популярного джазового вокального ансамбля, чем трио Lambert, Hendricks and Ross. И с тех самых пор имя родившейся в Лондоне шотландской певицы Энни Росс навсегда вписано в джазовую историю весьма ...
Для начала – небольшая справка. Если вы решите «нырнуть» в Сеть за информацией о Paradox-Ensemble, будьте внимательны. Стоит вам забыть о дефисе между Paradox и Ensemble, как вы попадете на проект британского трубача Ника Уолтерса ...
На дворе еще лето, и потому было немного странно, вскрыв очередной прибывший пакет, обнаружить там диск с рождественской музыкой. Но потом в памяти всплыла известная поговорка о санях, которые положено готовить летом, а также мысли о том, что все ...
страна: Беларусь, Бразилия, Германия, Литва, Польша, Россия, США, Франция
музыкальный стиль: авангард
Не знаю, кого благодарить конкретно, но идея кого-то в минском сетевом лейбле HAZE посетила богатая: серии альбомов со звуковыми интерпретациями: сначала прошла серия, посвященная писателям, сейчас лейбл издает серию альбомов, посвященных городам ...
Не надо быть большим полиглотом, чтобы «расшифровать» название этого альбома: «Жизнь. Искусство. Любовь.» Есть у него еще и подзаголовок; «Бразильское путешествие». Вместе они создают вполне определенное ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение
Если представить себе некий виртуальный музей джаза, то в виртуальном зале Майлса Дэвиса (наличие в музее такого зала сомнений не вызывает) на виртуальной стене обязательно будет висеть в золоченой рамке пластинка Sketches of Spain, а рядом два ...
С легкой долей иронии вспоминая свое прошлое, Тони Кадлек пишет в liner notes альбома, что в детстве он бредил карьерой профессионального спортсмена – бейсболиста. Однако, осознав через некоторое время, что эта мечта вряд ли сбудется, он с той ...
…Мне очень понравилась фраза в пресс-релизе к этому диску: «Чтобы получить представление о звучании The Delegators, представьте себе, что The Supremes летят в Кингстон через Южный Лондон». Могу предложить еще одну развивающую ...
музыкальный стиль: авангард, нео-клезмер, ориентальная музыка
Диски такого типа крайне редки в наших обзорах. В данном случае мы имеем дело со специальным промо-сэмплером, выпущенным ограниченным тиражом, для подогрева интереса публики к буквально на днях прошедшей (с 15 по 20 июля 2014 года) неделе ...
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...