У этого альбома очень красивая обложка, в которой доминируют два цвета - черный и золотой. В черном кимоно, сосредоточенный, как перед обрядом сеппуку, более известным как харакири, в традиционной японской позе сидит автор этого проекта, американский саксофонист Би Джей Дженсен. Золотом отливает лежащий перед ним инструмент, баритон-саксофон фирмы «Янагисава». Когда вы поставите диск в свой плэйер, то убедитесь, что и содержание здесь ничуть не уступает форме. Но пока нам придется чуть отвлечься от музыки и обратиться к истории, поскольку концепция этой работы Би Джей Дженсена напрямую с ней связана, о чем он сообщает в собственноручно написанных liner notes альбома.
Был в средневековой Японии период под названием Сэнгоку дзидай или «Эпоха воюющих провинций», длившийся со второй половины ХY до начала XYII века. Он очень популярен у кинематографистов: битвы, войны, интриги, блестящие полководцы… Дайме (князья) разных провинций дрались за власть до тех пор, пока в итоге победителем не вышел Токугава Иэясу, ставший сегуном и на 250 лет объединивший Японию под властью своего клана. Много доблестных самураев полегло в этих бесконечных войнах, но не меньше лишилось своих хозяев, погибавших в ходе борьбы. Естественно, особенно много их было среди тех, кто воевал против победоносного Токугава. Они получили особое название – ронины. Ронины старались мстить за погибшего господина, нищали, голодали, зачастую всем их имуществом оставались только два самурайских меча. Некоторые кончали собой, но до последнего старались в повседневной жизни придерживаться кодекса поведения настоящего самурая.
Именно с таким ронинами, бедными, но гордыми, сравнивает себя и своих единомышленников Би Джей Дженсен: исполнители импровизационной музыки также хранят верность выбранному пути, служат музыке, несмотря на то, что такой выбор обрекает их на роль маргиналов, бредущих вдали от ярко освещенных, легких и сытных дорог. Учитывая сегодняшнюю долю джаза в общей музыкальной продукции, с Би Джеем можно согласиться и… позавидовать найденному им эффектному образу.
Ronin, The Masterless Samurai – полностью авторский альбом, состоящий из девяти пьес Дженсена, первой из которых поставлена титульная: Ronin. Главным ассистентом Дженсена в этом проекте выступает живущая в США японская пианистка Мамико Ватанабе, а дополняет квартет исполнителей ритм-группа. Ее состав менялся только в одной пьесе The Cost, где Би Джей оказался в исключительно женском окружении. Манерой игры, а порой и стилистикой сам Дженсен напоминает, наверное, самого известного джазового баритон-саксофониста Джерри Маллигена. Особенно это заметно, как мне показалось, в мастерски сыгранных им блюзах - Best Fiend и Blues for C.P. Впрочем, есть в программе и композиция The Cost, где Дженсен уже совсем не похож на мастера холодноватого элегантного саунда, поражая слушателя стремительным, как водопад, потоком звуков, прерываемым короткими фортепьянными брэйками Ватанабе. Интересна и композиция Diamonds for Lil, где в финале баритон-саксофон Би Джея звучит удивительно лирично, что, казалось бы, несвойственно этому своенравному инструменту. А заканчивается диск пьесой The Code, на мой вкус, лучшим образцом диалога фортепьяно – саксофон во всем альбоме. Если вам по нраву хард-боп в своем современном обличье, ронин Би Джей Дженсен оправдает ваши ожидания. Искренне рекомендую!
Американская вокалистка Шэрон Мэри Клайн родилась во Флориде, но сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе, Калифорния, где ее имя хорошо знакомо местным любителям джаза. This Is Where I Wanna Be – уже третий альбом в ее дискографии, и его можно ...
Любопытное послание адресовал всем своим потенциальным слушателям бывший студент Эллиса Марсалиса и музыкальный директор знаменитого шоу Cirque du Soleil Чарли Деннард этим письмом – именно в виде конверта международной почты оформила альбом ...
Практикующие медики, параллельно профессионально играющие джаз – явление редкое, но не уникальное. Тут сразу вспоминается, наверное, самое известное в этом ряду имя: психиатр – пианист Денни Цейтлин. Пару лет назад мне доводилось ...
Бастарды, играющие стандарты? Возможно, это имели ввиду три итальянских музыканта, приняв в качестве названия своей группы каламбур из этих двух слов: Bastandards. А играют они именно джаз, что подчеркивает восклицательный знак уже в названии ...
Я, конечно, понимаю, что издание DVD- штука значительно более затратная, чем издание CD – диска, но, посмотрев на YouTube промо-ролик альбома и прослушав сам альбом Dagli Appendini Alle Ante, записанный квинтетом Лоренцо Капелло, я искренне ...
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...