Не знаю, кого благодарить конкретно, но идея кого-то в минском сетевом лейбле HAZE посетила богатая: серии альбомов со звуковыми интерпретациями: сначала прошла серия, посвященная писателям, сейчас лейбл издает серию альбомов, посвященных городам мира в их сонористическом воплощении. Перед желающими ставится задача передать звуком ауру города или какого-то его конкретного места, его ритм, нарисовать сонористический пейзаж, портрет, эскиз, наконец, свободную фантазию на заданную тему. Уже выпущены альбомы, посвященные Минску и Берлину, а теперь очередь дошла до Вильнюса.
Тут разговор особый, потому что больно уж необычен сам город. Не ошибусь, если скажу, что для любого минчанина средних лет и постарше одним из самых приятных моментов в советской жизни была возможность в шесть утра сесть на поезд «Чайка» и без всяких виз через несколько часов оказаться на «нашем Западе», поболтаться денек по Вильнюсу, а вечером, с фирменным тортиком «шакотис» в руках, вернуться домой со множеством впечатлений и приятными воспоминаниями о литовском пиве и вкусных «цеппелинах». Это, так сказать, с точки зрения рядового обывателя. Ну, а на уровне более высоком этот город всегда обладал совершенно особой атмосферой, которую создавала полифония народов и культур, чья судьба пересекалась именно здесь. Русский классик мог говорить о Москве «как много в этом слове…» и т.д. Тут ситуация диаметрально противоположная: как много слов есть для этого города. Вильнюс – столица современной Литвы, но этот город был столицей славного Великого Княжества Литовского, и под именем Вильня он вызывает особую гамму чувств у белорусов, под именем Вильно – у поляков, а когда-то многочисленные здесь евреи называли его Северным Иерусалимом. С этим городом связаны имена Франциска Скорины и Адама Мицкевича, Сырокомли и Зана, Монюшко и Виленского Гаона.
Неудивительно, что идея нашла широкий отклик у музыкантов самых разных стран, подчас весьма далеких, и вылилась в огромный, почти трехчасовой по времени звучания, альбом из 28 треков с обложкой, где издатели удержались от соблазна дать какую-то знаковую городскую «картинку», вроде костела Св.Анны или башни Гедимина, а ограничились скромненьким урбанистическим пейзажиком, практически не привязанным к конкретному месту. А вот воплощение идеи меня чуть-чуть огорчило. Организаторы адресовали идею проекта музыкантам любой стилистической направленности, тут могла найтись место и неоклассицизму, и этно-музыке, и року. Но получилось так, что процентов 90 немалого звукового пространства заняли представители разных видов современной электронной музыки – от техно до эмбиент, Это, конечно, порадует поклонников данных направлений, но, согласитесь, большее разнообразие совсем не помешало бы этому проекту. Может быть, в этой связи я с особым удовольствием слушал композиции знакомых мастеров свободной импровизационной музыки из Минска: «Князь Мышкин» представлен в проекте миниатюрой Uzhupis, названной в честь знаменитой далеко за пределами Литвы богемной республики, а Виктор Семашко порадовал сольной импровизацией на кларнете Vilnia, которая, на мой субъективный вкус, стала лучшим треком альбома. К этой же группе треков примыкают Improv Duet проекта sanefiftyfour with Chaski Dye и, в какой-то степени, сочетание металла с нойзом KG/BG от Хари Хардмана.
Если же говорить о большей части альбома, то тут, опять же, не порадовала определенная стереотипность мышления многих музыкантов: в доброй половине треков электронные звучания микшировались со звоном колоколов многочисленных городских костелов. Остается коротко пробежаться по программе альбома и отметить запомнившееся. Выделю приятное, немножко в духе эмбиент, электронное путешествие по городу The Square That Holds The Egg от Former Descent, композиции белорусских музыкантов Ostra Brama от Roomdark и Green Bridge от Buben. Из двух пьес, посвященных башне Гедимина, больше понравилась версия Bokštas от Aortha с сочетанием электроники и хорового пения. Удивила композиция бразильца Маркуса Невеша Miradouro de Santa Luzia in Lisboa: Вильнюс и Лиссабон? Где имение и где вода? Впрочем, на то и творческая фантазия…Очень живо, со своей, пусть и причудливой, логикой развития прозвучали композиции Виктора Юка Stotis и Саши Мюллера The Streets Of Vilnius By Night. Ну, и конечно, не могло не обратить на себя внимания огромное по объему (23 минуты) полотно Vilnius Bells (Bandum Ambient Mix #3) от проекта Bandum.
Вот так разные музыканты увидели (простите, услышали) Вильнюс. Будем ждать новых звуковых портретов других городов планеты и надеяться: может быть, им повезет с более разнообразной звуковой палитрой.
2014 HAZE
28 tks / 173 mins
(My Own Cubic Stone, Microkill, Generation Skweee, Former Descent, Roomdark, Dan Digital, Astma, Buben, Spit it Out, Aortha, Pavel Ambiont, Evgeni Rogozin, Hari Hardman, Leithal, horsethief, Juan Vasquez, Knyaz Mishkin, Marcus Neves, Kritchev vs. Ban, sanefiftyfour with Chaski Dye, Bandum, Victor Jouk, Tell Brak Continuum, Sascha Müller, Viktar Siamashka, Karaoke Vomit vs. Yaryla Pshanichny, Robert Rydzewski, Pavel Kirpikau, Wёska Project;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Не было в 50-х и 60-х годах прошлого века более популярного джазового вокального ансамбля, чем трио Lambert, Hendricks and Ross. И с тех самых пор имя родившейся в Лондоне шотландской певицы Энни Росс навсегда вписано в джазовую историю весьма ...
Для начала – небольшая справка. Если вы решите «нырнуть» в Сеть за информацией о Paradox-Ensemble, будьте внимательны. Стоит вам забыть о дефисе между Paradox и Ensemble, как вы попадете на проект британского трубача Ника Уолтерса ...
На дворе еще лето, и потому было немного странно, вскрыв очередной прибывший пакет, обнаружить там диск с рождественской музыкой. Но потом в памяти всплыла известная поговорка о санях, которые положено готовить летом, а также мысли о том, что все ...
Не надо быть большим полиглотом, чтобы «расшифровать» название этого альбома: «Жизнь. Искусство. Любовь.» Есть у него еще и подзаголовок; «Бразильское путешествие». Вместе они создают вполне определенное ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение
Если представить себе некий виртуальный музей джаза, то в виртуальном зале Майлса Дэвиса (наличие в музее такого зала сомнений не вызывает) на виртуальной стене обязательно будет висеть в золоченой рамке пластинка Sketches of Spain, а рядом два ...
С легкой долей иронии вспоминая свое прошлое, Тони Кадлек пишет в liner notes альбома, что в детстве он бредил карьерой профессионального спортсмена – бейсболиста. Однако, осознав через некоторое время, что эта мечта вряд ли сбудется, он с той ...
…Мне очень понравилась фраза в пресс-релизе к этому диску: «Чтобы получить представление о звучании The Delegators, представьте себе, что The Supremes летят в Кингстон через Южный Лондон». Могу предложить еще одну развивающую ...
музыкальный стиль: авангард, нео-клезмер, ориентальная музыка
Диски такого типа крайне редки в наших обзорах. В данном случае мы имеем дело со специальным промо-сэмплером, выпущенным ограниченным тиражом, для подогрева интереса публики к буквально на днях прошедшей (с 15 по 20 июля 2014 года) неделе ...
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...