Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La мора», специфично-андеграундном арт-пространстве, расположенном в одном из самых старых и самых легендарных районов Минска Грушевке, точнее всего будет определить термином «хэппенинг». Особенности места действия по-своему отразил в размещенных на обложке работах, выполненных в манере геометрического абстракционизма а-ля Казимир Малевич, фотограф Сергей Гудилин.
Но давайте перейдем непосредственно к «главному блюду» - музыке. Мне еще не доводилось слушать Виктора в составе столь большой компании (как он дословно и назвал участников проекта на обложке Źnianacku). Другой вопрос, что росла эта компания до формата септета постепенно. Концерт (и, соответственно, альбом) открылся двумя сольными композициями Виктора. Обе произвели на пишущего эти строки очень сильное впечатление. Стартовая Spakvala – очень нежная, лиричная пьеса, вызвавшая ассоциации с ранним утром и каким-то языческим преклонением перед пробуждающейся от ночного сна и оживающей под лучами солнца природой. Композиция Pahatoŭ оказалась более ритмичной, с агрессивным фри-джазовым звучанием духовых, особенно на старте и ближе к финалу пьесы. В следующем треке к Виктору присоединился специально приехавший из Гродно для участия в этом концерте перкуссионист Игорь Адасик, играющий на инструментах собственного изготовления. На Storč это отразилось новыми ритмическими красками и постепенно нарастающим по мере развития пьесы драйвом. Еще более экзотичной стала звуковая палитра, когда при исполнении Nadoječy зазвучали еще африканский ксилофон и тибетская поющая чаша: на сцене оказалось уже трое музыкантов – прибавился уже участвовавший ранее в проектах Виктора Роман Ярош.
А следующие две композиции исполнялись квартетом, причем в Nasamreč на авансцену вышло поэтическое слово Василя Панкратова. На мой взгляд, именно эта композиция оказалась наиболее дискуссионной. Не имею ввиду при этом достоинства или недостатки стихов, а скорее органичность соединения музыки и слова в рамках единой композиции. Для кого-то, возможно, именно эта вещь оказалась вершиной альбома, для меня же, увы, скорее наоборот. Логика развития композиции Spadyspadu показалась более убедительной. Фольклорный вокал, пробивающийся сквозь вязкие, монотонные ритмические кружева и неожиданный финал, прозвучавший как вскрик раненой птицы, придали особый драматизм этой пьесе. И, наконец, впечатляющий финал альбома в целом – огромное, почти получасовое по времени звучания импровизационное титульное полотно «ткали» уже семеро исполнителей. К ранее упомянутым присоединились трое музыкантов из группы Masque Noir. В нескольких словах действо сие описать просто невозможно. Много электроники, много перкуссии, диалоги инструментов на языке авангардного джаза, опять же фолк-вокал под аккомпанемент сразу трех синтезаторов разных типов – это было сильно. И наверняка те, кто присутствовал на концерте в «La мора» непосредственно прочувствовали этот сонористический спектакль еще ярче. То же самое относится и к альбому в целом. Ряд предыдущих работ Виктора Семашко, к примеру, прошлогодний Biotope показался более цельным. Но мерять их одной мерой со Źnianacku было бы некорректно: у хэппенинга свои законы.
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...
Какую музыку может исполнять человек, который любит Таунса Ван Зандта, французских поэтов – символистов и акустический блюз гриотов из Мали (так он пишет о себе на собственном сайте)? Альбом Rags Across the Sun, пятый в дискографии певца, ...
Niagara – итальянский ансамбль с двумя фронтменами – Давидом Томатом и Габриэле Оттино. Оба они поют, играют на гитарах и клавишных, а также широко используют современные возможности электроники в музыке. Разумеется, в записи их нового, ...
Когда-то покойный Джим Холл, один из самых тонких и глубоких джазовых музыкантов, едко покритиковал журналистов, проводящих в своих текстах надуманные параллели между музыкантами и художниками, в частности сравнивавших Мингуса с Босхом. Видит Бог, я ...
«Ну что ж, еще один обычный альбом-трибьют,» - скажет иной пресыщенный джазфэн, едва взглянув на обложку этого издания. Но, поставив диск для прослушивания, он сразу, с первых же тактов, убедится в том, что трибьют этот как минимум, ...
Эффектная обложка – взгляд обязательно остановится на ней в ряду с десятком других альбомов. Послушав Arise, третий по счету альбом норвежского трио InterStatic, могу с уверенностью сказать, что для многих и многих слушателей, то, что ...
Итальянский барабанщик, композитор, писатель, бэнд-лидер, участник многих международных фестивалей и обладатель многих наград и почетных званий, Франческо Куза родился в Катании в 1966 году. На сегодня в его творческой биографии значится уже более ...
Куонг Ву – известный новоджазовый трубач, яркий представитель нью-йоркской авангардной сцены. Хотя он вырос и получил образование в США, родился Куонг Ву во Вьетнаме, откуда в 1975 году бежали от вступавших в Сайгон победоносных ...
Изучая творческую биографию гитариста из Майами Линдси Блэйра, поражаешься ее пестроте. Блэйр играл джаз с Мейнардом Фергюссоном, латинскую поп-музыку с Глорией Эстефан, ритм-энд-блюз с Бобби Колдуэллом, а еще кантри, хип-хоп, академическую музыку, ...