Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из базовых положений индийской религиозной философии, а в прямом переводе с санскрита означает «блуждание, странствование». Для новой работы Дэйва Либмэна это название можно считать «говорящим». После многолетней работы и множества альбомов с Dave Liebman Group, Дэйв в своих творческих странствованиях создал новый коллектив с двойным названием Expansions: The Dave Liebman Group, и Samsara – дебютный альбом этого коллектива.
Expansions можно назвать, как это ни банально звучит, сплавом опыта и молодости. Прославленный джазовый ветеран Дэйв Либмэн, расставшись со своим многолетним партнером гитаристом Виком Юрисом, пригласил в новый ансамбль другого старого партнера, басиста Тони Марино, а вместе с ним своих учеников (Либмэн еще и педагог), пианиста Бобби Эйви и духовика Мэтта Вашлишана. Оба молодых исполнителя уже прошли «боевое крещение» в альбоме Lineage, записанном Либмэном вместе с Майклом Стефенсом (рецензию на него можно найти на сайте). Наконец, барабанщик и перкуссионист Алекс Риц был принят по рекомендации «зубров» ударной установки, с которыми Дэйв играл ранее – Билли Харта и Джейми Хаддада.
О стилистике своей новой группы Либмэн исчерпывающе говорит в liner notes к альбому: «Направление – эклектика, как это характерно для меня, с упором на свободную коллективную импровизацию вместе со всеми ритмическими и гармоническими приемами, которые стали так популярны в последние десять лет или около того – открытия нового поколения, которое, как и их предшественники, меняют язык джаза». Да, вместе с языком Монка и Колтрейна Либмэн берет в свое новое странствование язык, внятный молодым джазовым исполнителям – и в этом, наверное, еще один смысл названия Samsara.
В программу альбома вошли две композиции Бобби Эйви – стартовая Simply и Liberian Hummingbird, по одной пьесе Марино (Level One) и Вашлишана (титульная Samsara), а также композиции Монка (Ugly Beauty) и Майлса Дэвиса (Sivad) с новыми гармониями от Либмэна и Эйви. Остальные пять пьес написал сам Дэйв Либмэн. Одна из них, Child Refugee, стала для меня самым сильным впечатлением от альбома. Либмэн посвятил эту композицию «детям, невинным жертвам политики и насилия от начала времен и до наших дней», как он пишет в liner notes. Самая длинная композиция альбома (более десяти минут), начинающаяся с жалобного сдвоенного звука флейт (Либмэн и Вашлишан) на фоне зловещего рокота ударных, действительно потрясает. Очень агрессивно, в духе фанка, звучит Liberian Hummingbird, которую Дэйв остроумно характеризует, как «Джеймса Брауна, наглотавшегося стероидов». Интересны головоломные структурные преобразования в Rhythm Thing, духом свободной импровизации дышит Level One. Очень хорош практически во всех пьесах Бобби Эйви – думаю, об этом парне мы еще услышим. Мэтт Вашлишан, как второй духовик в квинтете, достойно ассистирует лидеру. Что же до лидера, то тут особых комментариев не требуется: Либмэн хорош как всегда. Его самсара продолжается, и, похоже, в многообещающем направлении!
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...
Какую музыку может исполнять человек, который любит Таунса Ван Зандта, французских поэтов – символистов и акустический блюз гриотов из Мали (так он пишет о себе на собственном сайте)? Альбом Rags Across the Sun, пятый в дискографии певца, ...
Niagara – итальянский ансамбль с двумя фронтменами – Давидом Томатом и Габриэле Оттино. Оба они поют, играют на гитарах и клавишных, а также широко используют современные возможности электроники в музыке. Разумеется, в записи их нового, ...
Когда-то покойный Джим Холл, один из самых тонких и глубоких джазовых музыкантов, едко покритиковал журналистов, проводящих в своих текстах надуманные параллели между музыкантами и художниками, в частности сравнивавших Мингуса с Босхом. Видит Бог, я ...
«Ну что ж, еще один обычный альбом-трибьют,» - скажет иной пресыщенный джазфэн, едва взглянув на обложку этого издания. Но, поставив диск для прослушивания, он сразу, с первых же тактов, убедится в том, что трибьют этот как минимум, ...
Эффектная обложка – взгляд обязательно остановится на ней в ряду с десятком других альбомов. Послушав Arise, третий по счету альбом норвежского трио InterStatic, могу с уверенностью сказать, что для многих и многих слушателей, то, что ...
Итальянский барабанщик, композитор, писатель, бэнд-лидер, участник многих международных фестивалей и обладатель многих наград и почетных званий, Франческо Куза родился в Катании в 1966 году. На сегодня в его творческой биографии значится уже более ...
Куонг Ву – известный новоджазовый трубач, яркий представитель нью-йоркской авангардной сцены. Хотя он вырос и получил образование в США, родился Куонг Ву во Вьетнаме, откуда в 1975 году бежали от вступавших в Сайгон победоносных ...
Изучая творческую биографию гитариста из Майами Линдси Блэйра, поражаешься ее пестроте. Блэйр играл джаз с Мейнардом Фергюссоном, латинскую поп-музыку с Глорией Эстефан, ритм-энд-блюз с Бобби Колдуэллом, а еще кантри, хип-хоп, академическую музыку, ...