Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из базовых положений индийской религиозной философии, а в прямом переводе с санскрита означает «блуждание, странствование». Для новой работы Дэйва Либмэна это название можно считать «говорящим». После многолетней работы и множества альбомов с Dave Liebman Group, Дэйв в своих творческих странствованиях создал новый коллектив с двойным названием Expansions: The Dave Liebman Group, и Samsara – дебютный альбом этого коллектива.
Expansions можно назвать, как это ни банально звучит, сплавом опыта и молодости. Прославленный джазовый ветеран Дэйв Либмэн, расставшись со своим многолетним партнером гитаристом Виком Юрисом, пригласил в новый ансамбль другого старого партнера, басиста Тони Марино, а вместе с ним своих учеников (Либмэн еще и педагог), пианиста Бобби Эйви и духовика Мэтта Вашлишана. Оба молодых исполнителя уже прошли «боевое крещение» в альбоме Lineage, записанном Либмэном вместе с Майклом Стефенсом (рецензию на него можно найти на сайте). Наконец, барабанщик и перкуссионист Алекс Риц был принят по рекомендации «зубров» ударной установки, с которыми Дэйв играл ранее – Билли Харта и Джейми Хаддада.
О стилистике своей новой группы Либмэн исчерпывающе говорит в liner notes к альбому: «Направление – эклектика, как это характерно для меня, с упором на свободную коллективную импровизацию вместе со всеми ритмическими и гармоническими приемами, которые стали так популярны в последние десять лет или около того – открытия нового поколения, которое, как и их предшественники, меняют язык джаза». Да, вместе с языком Монка и Колтрейна Либмэн берет в свое новое странствование язык, внятный молодым джазовым исполнителям – и в этом, наверное, еще один смысл названия Samsara.
В программу альбома вошли две композиции Бобби Эйви – стартовая Simply и Liberian Hummingbird, по одной пьесе Марино (Level One) и Вашлишана (титульная Samsara), а также композиции Монка (Ugly Beauty) и Майлса Дэвиса (Sivad) с новыми гармониями от Либмэна и Эйви. Остальные пять пьес написал сам Дэйв Либмэн. Одна из них, Child Refugee, стала для меня самым сильным впечатлением от альбома. Либмэн посвятил эту композицию «детям, невинным жертвам политики и насилия от начала времен и до наших дней», как он пишет в liner notes. Самая длинная композиция альбома (более десяти минут), начинающаяся с жалобного сдвоенного звука флейт (Либмэн и Вашлишан) на фоне зловещего рокота ударных, действительно потрясает. Очень агрессивно, в духе фанка, звучит Liberian Hummingbird, которую Дэйв остроумно характеризует, как «Джеймса Брауна, наглотавшегося стероидов». Интересны головоломные структурные преобразования в Rhythm Thing, духом свободной импровизации дышит Level One. Очень хорош практически во всех пьесах Бобби Эйви – думаю, об этом парне мы еще услышим. Мэтт Вашлишан, как второй духовик в квинтете, достойно ассистирует лидеру. Что же до лидера, то тут особых комментариев не требуется: Либмэн хорош как всегда. Его самсара продолжается, и, похоже, в многообещающем направлении!
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...