Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году после тяжелой болезни ушел из жизни в возрасте всего лишь 63 лет один из самых талантливых джазовых гитаристов своего поколения Джо Бэк. Последние годы жизни он плотно сотрудничал с лейблом Whaling City Sound, выпустившим пять его альбомов, включая дуэт с Джоном Аберкромби. И вот, спустя шесть лет после смерти музыканта, лейбл возвращает нам музыку Джо Бэка в его шестом, увы, посмертном альбоме.
Джо вернулся с концертной записью, сделанной в Anna’s Jazz Island в Беркли, Калифорния в сентябре 2006 года. Мы слышим последние соло, последние аккорды, последние ноты, сыгранные большим мастером. Вот как говорит о Джо его старый партнер и друг Джон Аберкромби (он же написал и liner notes к этому изданию): «Джо был и навсегда останется одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших на этом проклятом инструменте под названием гитара». Ему вторит и другой титан джазовой гитары Джон Скофилд: «На гитаре он умел делать все».
Программа альбома дает возможность в этом убедиться. В Anna’s Jazz Island Джо играл в формате чисто акустического трио, с участием ритм-группы, состоявшей из Питера Баршая (контрабас) и Дэвида Рокича (ударные). Оба эти музыканта практически все время оставались в тени, предоставив лидеру все возможности для полного самовыражения. В тот вечер Бэк играл программу, состоящую из классических джазовых стандартов. Мы слышим Stella by Starlight, You and the Night and the Music, Tenderly, а Georgia on my Mind звучит даже в двух версиях. Отдельный блок программы составляют две «бразильские» композиции - Manhã de Carnaval Луиса Бонфа /Антонио Марии и Corcovado Жобима. Именно такие, общеизвестные темы служат оселком, на котором проверяется класс. И Бэк демонстрирует его в полной мере. Он играет достаточно медленно, акцентируя каждую ноту и вкладывая в свою игру бездну чувств. Никаких специальных эффектов, просто глубокое погружение в тему на высочайшем техническом уровне. Его исполнения эвергринов могут послужить идеальным учебником игры для многих молодых гитаристов.
Но кроме музыки в альбоме звучит и его слово. Четыре трека альбома – это небольшие отрывки, в которых Бэк говорит о своем инструменте (The Guitar is a six piece band), о балладах, о коллегах по трио, о Жобиме. В его репликах много своеобразного юмора, но и много мыслей, к которым также полезно прислушаться. Все вместе – музыка, исполнение и высказывания Джо Бэка – это своеобразный портрет Джо, музыканта и человека. Этот портрет дает возможность оценить, какого масштаба личность потерял в его лице джазовый мир. А если вы не хотите мириться с потерей, ставьте почаще в свой аппарат какой-нибудь из его альбомов, например, Get Me Joe Beck…
Если представить себе некий виртуальный музей джаза, то в виртуальном зале Майлса Дэвиса (наличие в музее такого зала сомнений не вызывает) на виртуальной стене обязательно будет висеть в золоченой рамке пластинка Sketches of Spain, а рядом два ...
С легкой долей иронии вспоминая свое прошлое, Тони Кадлек пишет в liner notes альбома, что в детстве он бредил карьерой профессионального спортсмена – бейсболиста. Однако, осознав через некоторое время, что эта мечта вряд ли сбудется, он с той ...
…Мне очень понравилась фраза в пресс-релизе к этому диску: «Чтобы получить представление о звучании The Delegators, представьте себе, что The Supremes летят в Кингстон через Южный Лондон». Могу предложить еще одну развивающую ...
Диски такого типа крайне редки в наших обзорах. В данном случае мы имеем дело со специальным промо-сэмплером, выпущенным ограниченным тиражом, для подогрева интереса публики к буквально на днях прошедшей (с 15 по 20 июля 2014 года) неделе ...
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...
Какую музыку может исполнять человек, который любит Таунса Ван Зандта, французских поэтов – символистов и акустический блюз гриотов из Мали (так он пишет о себе на собственном сайте)? Альбом Rags Across the Sun, пятый в дискографии певца, ...
Niagara – итальянский ансамбль с двумя фронтменами – Давидом Томатом и Габриэле Оттино. Оба они поют, играют на гитарах и клавишных, а также широко используют современные возможности электроники в музыке. Разумеется, в записи их нового, ...
Когда-то покойный Джим Холл, один из самых тонких и глубоких джазовых музыкантов, едко покритиковал журналистов, проводящих в своих текстах надуманные параллели между музыкантами и художниками, в частности сравнивавших Мингуса с Босхом. Видит Бог, я ...
«Ну что ж, еще один обычный альбом-трибьют,» - скажет иной пресыщенный джазфэн, едва взглянув на обложку этого издания. Но, поставив диск для прослушивания, он сразу, с первых же тактов, убедится в том, что трибьют этот как минимум, ...