Дизайн обложки этого альбома очень напоминает фирменную стилистику оформления релизов знаменитой фирмы ЕСМ. И не только дизайн. В музыке Geiser есть много общего с характерным для многих записывавшихся на этом лейбле скандинавов так называемым «северным джазом»: скромность выразительных средств, нелюбовь к цветистой орнаментике, неторопливость развития пьес, внешнее спокойствие, под которым скрыта огромная эмоциональность музыки, далеко не всегда распознаваемая с первого прослушивания, лиризм. Удивительно, но Geiser записывался на прямо противоположном конце Европы – в Португалии. Впрочем, когда вспоминаешь меланхоличность и грусть традиционной португальской музыки фадо, такое совпадение уже не кажется чисто случайным.
«Северный джаз» я вспомнил только ради показавшегося мне интересным сравнения. Если же говорить о стилистике музыки Geiser, то на ум приходит другой термин, известный в первую очередь, в живописи, но применяемый и в музыке – от Клода Дебюсси до Яна Гарбарека - импрессионизм. Как мне кажется, он точнее, чем чисто джазовые понятия мэйнстрима или авангарда, подходит к дебютной работе португальского барабанщика и композитора Жоэля Сильвы. Разумеется, если считать авангардом все то, что достаточно далеко от американской джазовой традиции (включая фри-джаз) и ближе к традиции европейской – и романтической, и той же импрессионистской, то тогда, очень условно, можно признать Geiser образчиком европейского нового джаза.
Но импрессионизм мне нравится больше. Музыка Сильвы (а альбом Geiser – полностью авторский) очень образна и питает эту образность прежде всего величие и загадка окружающей нас природы, особенно воды. Вслушайтесь в Degelo («Оттепель»), Running Water, This Is What I can See From Here или титульную композицию, прослушайте эту музыку несколько раз – и музыканты помогут вам с новой силой ощутить, что статики в природе нет, что она вечно изменчива, что мы – лишь гости на этой земле, и от этого становится немножко грустно и чуть-чуть щемит сердце…
В записи альбома участвовало шестеро музыкантов, и все их имена приведены на внутренней стороне обложки без каких-то дополнительных пометок. В то же время на сайте лейбла Sintoma Records, выпустившего альбом, в качестве основного состава группы указывается трио из пианиста Паулу Эстевеша да Сильва, басиста Антониу Куинтину и самого Жоэля, а трубачи Жоао Морейра и Диогу Дюке, а также вокалистка София Виктория названы в качестве гостей проекта. Если я не ошибся, то практически только пьеса Terra Blanca записана в составе трио, во всех же остальных композициях саунд трубы чрезвычайно важен. Кстати, в этой же связи жаль, что не указано, где какой трубач играет. Могу только сказать, что свою задачу трубачи выполнили отменно. Впрочем, это относится и ко всем музыкантам. Звучание контрабаса в Running Water по лиричности может сравниться с гитарным саундом, а оба Сильвы – и пианист, и лидер, были очень убедительны как с точки зрения структуры, так и темпоритма исполняемой музыки.
32-летний Жоэль Сильва заявил о себе этим альбомом, как о зрелом и сложившемся мастере с интересными творческими идеями. Остается только завершить вышесказанное словами педагога, под чьим руководством музыкант из Лейрии познавал секреты музыки: «Сильва – часть новой волны в португальском джазе. Приятно слышать, что твой ученик обрел собственный голос».
Sintoma Records
© & (p) 2014 Joel Silva
9 tks / 58 mins
(Joel Silva - dr; João Moreira, Diogo Duque -tp; João Paulo Esteves da Silva -p; António Quintino - b; Sofia Vitória – voc;)
Линк предоставил Joel Silva
Леонид Аускерн