Если вы хотите представить себе, что такое этно-джаз, то трудно подобрать для этой цели лучший пример, чем альбом Паскаля Бокара Guitar Balafonics. Практикующий и в качестве лидера, и в качестве сайдмена, музыкант, педагог, работающий в нескольких калифорнийских университетах, Паскаль Бокар родился в Париже в 1962 году в семье смешанного франко-сенегальского происхождения. Его детство прошло в Западной Африке, куда переехали родители помогать в развитии молодым государствам, только что получившим независимость. Оба они были горячими поклонниками джаза, поэтому с детства их сын в равной степени полюбил джаз и традиционную африканскую музыку, ставшие делом его жизни. Уже много позже, переехав в США, Бокар опубликовал нашумевшую книгу «От Тимбукту к дельте Миссисиппи», исследующую развитие музыки в древних государствах Западной Африки и ее связь с джазом через культуру рабов, привезенных из этих регионов на американский континент.
Эту связь наглядно демонстрирует и альбом Guitar Balafonics. Визуально – в виде карты, размещенной на одной из внутренних сторон конверта, где показаны пути перемещения будущих рабов из разных точек Африки в разные точки Америки. Ну, а практически Бокар отражает ее в своем творчестве. Для альбома Guitar Balafonics Паскаль отобрал известнейшие композиции классиков джаза разных эпох – Lester Leaps In Лестера Янга, Solitude Эллингтона, Song For My Father Хорэса Сильвера, стандарты Роджерса (Have You Met Ms. Jones), Ноубла (Cherokee) и так далее – и интерпретировал их в духе африканской музыки. Есть в альбоме и две собственные композиции Бокара: Song For Dizzy, посвященная Диззи Гиллеспи, и Segou On The Djoliba, выполненные в той же стилистике. С другой стороны, в альбом включен и древний западноафриканский гимн с тысячелетней историей, Massani Cisse, аранжированный с использованием характерных джазовых идиом.
Паскаль Бокар – гитарист, выработавший особую манеру игры на своем электроинструменте. Его гитара может звучать в привычном западному уху стиле, а может превращаться в деревянный перкуссионный инструмент, предок маримбы, - балафон, распространенный в Западной Африке. Отсюда, собственно, и происходит название альбома. В ассистирующем Бокару составе мы видим и африканские барабаны сабар, и флейты с саксофоном, равно, как и музыкантов разного происхождения. В своей версии эллингтоновской Solitude Паскаль еще и поет в дуэте с вокалисткой Дарией Найлс. На меня же самое сильное впечатление произвела композиция Massani Cisse с музыкой величавой и трагичной, как сама история Африки.
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ...
Первый альбом франко-американского квартета и, одновременно, первый диск, выпущенный фирмой Label Rives. Этот лейбл основал французский пианист, виолончелист и композитор Гаэль Мевель, лидер Quartet Alta. В его дискографии уже насчитывается ...
Дэйв Страйкер родился и вырос в Омахе, Небраска, но еще в 1980 году перебрался в Нью-Йорк. Сегодня этот гитарист и композитор стоит, можно сказать, на пороге джазовой элиты среди гитаристов. Свидетельством тому может служить тот факт, что в 2013 ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, нео-клезмер, кроссовер
Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным ...
страна: Австралия, Великобритания, Италия, Норвегия, Швейцария
музыкальный стиль: авангард
Очередной необычный проект в каталоге RareNoise Records, проект, который в равной степени может быть отнесен как к сфере рок-музыки, так и к сфере джаза. Однако и в том, и в другом случае он будет резко выделяться своеобразием на фоне другой ...
Они не могли не встретиться – этот лейбл и эта группа. Неизбежное случилось. Результат – перед вами. Все релизы основанного в 2008 году лондонского лейбла RareNoise Records, которые мне до сих пор довелось слышать – это в хорошем ...
Практически все последнее десятилетие обзоры работ американского гитариста Джона Стейна благодаря компании Mixed Media попадали на наши страницы. Кстати, все они выходили на лейбле Whaling City Sound. Те, кто слушал его предыдущие работы или хотя бы ...
Талант Дэниэла Смита уникален. Он – не просто один из лучших фаготистов мира, но еще и чуть ли не единственный в современной музыке исполнитель, играющий на фаготе не только академическую музыку, но и джаз. Восемь лет назад мне довелось писать ...
Во многих странах есть города, которые всеми считаются вторыми, всеми, кроме местных жителей. Те убеждены, что именно их город на самом деле лучший и даст сто очков вперед тому, который остальные считают главным. Москва и Петербург, Вильнюс и ...
Слово «приключение» (Adventure) положительно носит особый характер в творчестве американского гитариста и композитора Пи Джей Расмуссена. Его дебютный альбом назывался Adventures in Flight, а в новой работе Расмуссен переходит от ...
У этого альбома очень красивая обложка, в которой доминируют два цвета - черный и золотой. В черном кимоно, сосредоточенный, как перед обрядом сеппуку, более известным как харакири, в традиционной японской позе сидит автор этого проекта, ...
В 2009 году канадский гитарист Эдам Смэйл переехал из Торонто в Нью-Йорк. Торонто – очень крупный город, но, видимо, современный Вавилон оказывает мощнейшее воздействие на психику, откуда бы ты не приехал. Наверное, поэтому в своем дебютном ...