Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и Black Novel (2012), и нынешний проект Hypermodern, стилистически можно отнести именно к этому направлению. И формат ансамбля, с которым Де Маттиа работал над этими записями тоже схож: в Black Novel это был квинтет, в Hypermodern – квартет. Ранее Массимо экспериментировал, играя и соло, и в оркестрах, и в малых составах, работал для кино, театра, но в последние годы остановился именно на варианте комбо.
И комбо, записывавшее Hypermodern, оказалось весьма необычным. Голос флейты, звучание этого инструмента изысканно само по себе. Массимо комбинирует его с хрустальным тембром вибрафона Луиджи Витале, густым, низким, чувственным звучанием контрабаса Джованни Мейера и ударными Алессандро Мансутти. Согласитесь, очень даже не тривиальный состав инструментов. Де Маттия отказался от привычных и традиционных в малых составах фортепьяно и гитары, звучавших в Black Novel, и предложил своим слушателям редкий вариант: флейта – вибрафон – ритм-группа.
При этом практически ни в одной из восьми пьес альбома вам не удастся выделить фронтмэна и сайдмэнов. Вот как, к примеру, выглядит развитие музыкальных событий в композиции Entropy: на старте солирует флейта, затем на авансцену выходят ударные, эстафету у них принимает контрабас, а после соло Мейера возникает головокружительный диалог флейты и вибрафона, на который активно реагирует и ритм-группа. Так же, с вариациями, выглядят и прочие пьесы. Рискну утверждать, что в музыке квартета все четверо исполнителей – лидеры, и сам Массимо Де Маттиа является только первым среди равных. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в качестве авторов всех композиций на обложке альбома указан полный состав квартета.
Не могу сказать, что Де Маттиа и его партнеры исповедуют очень уж радикальный вариант современной импровизационной музыки. Ритмические метаморфозы иногда оборачиваются довольно четкими структурными формами, Динамика развития пьес не доходит до полного разрыва взаимодействия между отдельными инструментами. Импровизационная свобода имеет свои не явно выраженные, но ощутимые границы. В этом смысле название альбома Hypermodern показалось мне несколько претенциозным. Если учесть холодноватую красоту звучания флейт Массимо Де Маттиа и вибрафона Луиджи Витале, я по отношению к музыке квартета применил бы термин пост-кул (по аналогии с пост-бопом). Как известно, флейта обрела в полной мере свой голос в джазе с появлением бопа и последовавших вслед за ним направлений. Одним из самых выдающихся флейтистов авангардного джаза многие специалисты считают незабвенного Эрика Дольфи. Мне думается, доведись Эрику услышать Hypermodern, он остался бы доволен этим альбомом.
Уже несколько лет Аннализа Паскаи Саю является для нашего сайта проводником в мир импровизационной музыки Италии, представляя новые работы музыкантов своей страны, работающих в этом направлении. И вот, впервые, она приоткрыла доступ к собственному ...
Любой проект с участием Билла Ласуэлла и с логотипом M.O.D. Technologies означает необычную смесь музыкальных стилей и море драйва. Что делать, этот знаменитый басист и продюсер любит диковинные коктейли и умеет приготовлять их очень вкусно. Не стал ...
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...