Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и Black Novel (2012), и нынешний проект Hypermodern, стилистически можно отнести именно к этому направлению. И формат ансамбля, с которым Де Маттиа работал над этими записями тоже схож: в Black Novel это был квинтет, в Hypermodern – квартет. Ранее Массимо экспериментировал, играя и соло, и в оркестрах, и в малых составах, работал для кино, театра, но в последние годы остановился именно на варианте комбо.
И комбо, записывавшее Hypermodern, оказалось весьма необычным. Голос флейты, звучание этого инструмента изысканно само по себе. Массимо комбинирует его с хрустальным тембром вибрафона Луиджи Витале, густым, низким, чувственным звучанием контрабаса Джованни Мейера и ударными Алессандро Мансутти. Согласитесь, очень даже не тривиальный состав инструментов. Де Маттия отказался от привычных и традиционных в малых составах фортепьяно и гитары, звучавших в Black Novel, и предложил своим слушателям редкий вариант: флейта – вибрафон – ритм-группа.
При этом практически ни в одной из восьми пьес альбома вам не удастся выделить фронтмэна и сайдмэнов. Вот как, к примеру, выглядит развитие музыкальных событий в композиции Entropy: на старте солирует флейта, затем на авансцену выходят ударные, эстафету у них принимает контрабас, а после соло Мейера возникает головокружительный диалог флейты и вибрафона, на который активно реагирует и ритм-группа. Так же, с вариациями, выглядят и прочие пьесы. Рискну утверждать, что в музыке квартета все четверо исполнителей – лидеры, и сам Массимо Де Маттиа является только первым среди равных. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в качестве авторов всех композиций на обложке альбома указан полный состав квартета.
Не могу сказать, что Де Маттиа и его партнеры исповедуют очень уж радикальный вариант современной импровизационной музыки. Ритмические метаморфозы иногда оборачиваются довольно четкими структурными формами, Динамика развития пьес не доходит до полного разрыва взаимодействия между отдельными инструментами. Импровизационная свобода имеет свои не явно выраженные, но ощутимые границы. В этом смысле название альбома Hypermodern показалось мне несколько претенциозным. Если учесть холодноватую красоту звучания флейт Массимо Де Маттиа и вибрафона Луиджи Витале, я по отношению к музыке квартета применил бы термин пост-кул (по аналогии с пост-бопом). Как известно, флейта обрела в полной мере свой голос в джазе с появлением бопа и последовавших вслед за ним направлений. Одним из самых выдающихся флейтистов авангардного джаза многие специалисты считают незабвенного Эрика Дольфи. Мне думается, доведись Эрику услышать Hypermodern, он остался бы доволен этим альбомом.
На дворе еще лето, и потому было немного странно, вскрыв очередной прибывший пакет, обнаружить там диск с рождественской музыкой. Но потом в памяти всплыла известная поговорка о санях, которые положено готовить летом, а также мысли о том, что все ...
Не знаю, кого благодарить конкретно, но идея кого-то в минском сетевом лейбле HAZE посетила богатая: серии альбомов со звуковыми интерпретациями: сначала прошла серия, посвященная писателям, сейчас лейбл издает серию альбомов, посвященных городам ...
Не надо быть большим полиглотом, чтобы «расшифровать» название этого альбома: «Жизнь. Искусство. Любовь.» Есть у него еще и подзаголовок; «Бразильское путешествие». Вместе они создают вполне определенное ...
Если представить себе некий виртуальный музей джаза, то в виртуальном зале Майлса Дэвиса (наличие в музее такого зала сомнений не вызывает) на виртуальной стене обязательно будет висеть в золоченой рамке пластинка Sketches of Spain, а рядом два ...
С легкой долей иронии вспоминая свое прошлое, Тони Кадлек пишет в liner notes альбома, что в детстве он бредил карьерой профессионального спортсмена – бейсболиста. Однако, осознав через некоторое время, что эта мечта вряд ли сбудется, он с той ...
…Мне очень понравилась фраза в пресс-релизе к этому диску: «Чтобы получить представление о звучании The Delegators, представьте себе, что The Supremes летят в Кингстон через Южный Лондон». Могу предложить еще одну развивающую ...
Диски такого типа крайне редки в наших обзорах. В данном случае мы имеем дело со специальным промо-сэмплером, выпущенным ограниченным тиражом, для подогрева интереса публики к буквально на днях прошедшей (с 15 по 20 июля 2014 года) неделе ...
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...
Какую музыку может исполнять человек, который любит Таунса Ван Зандта, французских поэтов – символистов и акустический блюз гриотов из Мали (так он пишет о себе на собственном сайте)? Альбом Rags Across the Sun, пятый в дискографии певца, ...