В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». Нурра говорит о том, что заимствовал название альбома у Лу Синя. Лу Синь признавался, что идея его рассказа родилась под впечатлением от произведения Гоголя. Гоголь очень любил Италию и значительную часть жизни прожил в Риме. Круг замкнулся.
К чему такой историко-литературный экскурс? Да к тому, что при всем различии всех трех произведений и задач, которые ставили их создатели, их объединяет несколько вещей – декларация абсурдности окружающего мира и того факта, что лишь общепризнанный «сумасшедший», глядя со стороны, способен высветить особенности социума, в котором ему приходится обитать. Франческо Нурра и его коллеги по проекту делают это средствами авангардной джазовой музыки.
Кстати, о коллегах. Хотя на обложке альбома стоит только одно имя – Франческо Нурра, значительнейшая роль в работе над Diario di un pazzo принадлежит другому Франческо, звезде лейбла Improvvisatore Involontario, барабанщику, композитору и лидеру нескольких ансамблей, знакомому постоянным посетителям нашего сайта по целому ряду обзоров. Куза не только написал для проекта четыре композиции из десяти и играл на ударных, но и в трех треках выступил в качестве дирижера. В таком же количестве треков дирижировал Нурра. И очень любопытно было следить за тем, как в этой связи менялась концепция звучания, при том, что оба Франческо исповедуют современную креативную музыку. Стихия Нурра – радикальный фри-джаз с основательной дезинтеграцией и мелодических, и ритмических основ звучания, широкое использование электроники, в том числе «живой электроники» применительно к собственному голосу. Куза – это богатство ритмов и устойчивость этой основы на протяжении всей композиции, виртуозное сочетание голосов человека и инструментов. Что же до творческой фантазии, то у обоих музыкантов ее более, чем достаточно, чтобы оправдать название альбома.
Так, в композиции с красноречивым английским названием Freaks, голоса Нурры и Марты Равилья (она, как и Винченцо Вази – участник ансамбля "Vocal" Naked Musicians под руководством Кузы) и в естественном звучании, и обработанные электроникой, то сливаются в квази-буддистском богослужении, то переходят на почти классический джазовый скэт. Голос человека вообще играет в этом проекте особую роль. В L'ora panica – это изящное соло, переходящее в дуэт голосов на фоне бешеного ритма, в Prima che vengano a prenderci – мелодекламация полушепотом, чередующаяся с ровным «дикторским» чтением текста (увы, незнание итальянского не дало возможности в полной мере оценить композицию), а в Non aver paura della zia Marta – некий авангардный вокализ. Особняком стоит в альбоме композиция на этот раз с французским названием Pour en finir avec le jugement de dieu: в отличие от других треков, тут ощутимо заметное влияние этнических африканских ритмов. Ну, и совершенно особое положение в альбоме занимает как бы финальная пьеса Preghiera («Мольба»), где стихи (кстати, написанные Кузой) звучат, как молитва на фоне подчеркнуто академического звучания фортепьяно и духовых. Я говорю о «как бы финальной» пьесе, потому что вслед за ней следует бонусный трек, возвращающий слушателя к звуковой фантасмагории, характерной для альбома в целом.
Diario di un pazzo – работа объемная, где разнородные композиции объединены общей идеей, выраженной и в абсурдистских названиях отдельных треков, и альбома в целом. Можно по-разному оценивать, что удалось Франческо Нурра больше или меньше, но свою краску в яркое и пестрое полотно под названием «итальянский авангард» Франческо Нурра внести смог.
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...
Для начала хотелось бы вспомнить факт жесткий, но непреложный. В любом музыкальном направлении, не только в поп-музыке, известности добиваются в лучшем случае десятки из тысяч и тысяч. И далеко не всегда эти счастливчики – самые лучшие, порой ...
Диски такого формата – крайне редкие гости в наших обзорах. Синглом Soul’d дебютирует одноименное трио из Азии, участники которого приветствуют вас с обложки своего диска. В центре – Арун Шеной, гитарист, композитор и продюсер, ...
Отличный подарок любителям авангардной импровизационной музыки готовит лондонский лейбл RareNoise Records к 22 сентября 2014 года. В этот день начинаются продажи альбома Red Hill, имена создателей которого вы видите на обложке. Имена, конечно, ...
Мне никогда ранее не доводилось слышать этого исполнителя, но информация из пресс-релиза о том, что Джо Феррара – вокалист, вызвала определенный энтузиазм. Новые имена среди джазовых певцов появляются заметно реже, чем среди вокалисток. ...
Самый новый на сегодняшний день альбом Миши Цыганова издан голландским лейблом Criss Cross Jazz в его фирменном оформлении (цветная фотография на темном фоне). В отличие от предыдущих альбомов пианиста, где превалировала авторская музыка, самое ...