Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно далеко не так широко, как самба или босса-нова. Если самба рождалась, как музыка бразильских низов, то стиль шоро появился во второй половине XIX века среди образованных и состоятельных уроженцев Рио – кариоков. С парадного входа в их дома приходила легкая танцевальная и академическая музыка Европы – польки, вальсы, мазурки, шопеновские ноктюрны и лирические песни Шумана, а с черного хода туда же проникала музыка лунду, в которой находили утешение бывшие рабы, преимущественно из Анголы. В самом же конце века к этим влияниям прибавился и североамериканский регтайм. Из такой вот пестрой смеси и родился стиль шоро, своеобразный инструментально-песенный жанр городского романса.
Антонио Адольфо посвятил свой новый проект памяти одного из крупнейших композиторов музыки шоро, которого многие считают отцом этого стиля – Эрнесто Назарета (1863 – 1934). Девять из десяти композиций диска = это его произведения разных лет, но открывает альбом своеобразное «предисловие»: титульная композиция самого Адольфо. Это взгляд на шоро из второго десятилетия XXI века – музыка, густо пропитанная интонациями джаза, но сохранившая напевность и ритмическое богатство традиционной формы. Собственно, таковы и запечатленные в записи версии оригинальных произведений Назарета. Как пишет в liner notes Адольфо, «Были произведены изменения в форме, мелодии, гармонии и ритме (композиций – Л.А.), чтобы создать присущую этому альбому атмосферу».
В этой работе Антонио помогали практически те же музыканты, которые участвовали в записи его предыдущего альбома Finas Misturas. Звучание фортепьяно лидера, а также гитары Клаудио Спивака стали, пожалуй, самыми яркими инструментальными красками нового альбома. Впрочем, запомнились и нежные реплики саксофона в Tenebroso, и ритмическое богатство музыки вкупе с лиричным настроением в Fon-Fon, и слияние голосов флейты, гитары и фортепьяно в Cuera. Выделяется в программе альбома Nao Caio Noutra, самая старая композиция Назарета из представленных здесь, написана она была еще в 1881 году. Только в ней отчетливо слышатся отзвуки американского рэгтайма а-ля Скотт Джоплин, для чего Адольфо дополнительно пригласил поучаствовать в записи этой пьесы двух банджоистов.
В целом же, аранжировки Адольфо и мастерство музыкантов доходчиво и эффектно иллюстрируют жизнеспособность традиций шоро и убеждают, что бразильская народная музыка отнюдь не стала реликтом и в наши времена стремительной глобализации.
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...
Для начала хотелось бы вспомнить факт жесткий, но непреложный. В любом музыкальном направлении, не только в поп-музыке, известности добиваются в лучшем случае десятки из тысяч и тысяч. И далеко не всегда эти счастливчики – самые лучшие, порой ...
Диски такого формата – крайне редкие гости в наших обзорах. Синглом Soul’d дебютирует одноименное трио из Азии, участники которого приветствуют вас с обложки своего диска. В центре – Арун Шеной, гитарист, композитор и продюсер, ...
Отличный подарок любителям авангардной импровизационной музыки готовит лондонский лейбл RareNoise Records к 22 сентября 2014 года. В этот день начинаются продажи альбома Red Hill, имена создателей которого вы видите на обложке. Имена, конечно, ...
Мне никогда ранее не доводилось слышать этого исполнителя, но информация из пресс-релиза о том, что Джо Феррара – вокалист, вызвала определенный энтузиазм. Новые имена среди джазовых певцов появляются заметно реже, чем среди вокалисток. ...
Самый новый на сегодняшний день альбом Миши Цыганова издан голландским лейблом Criss Cross Jazz в его фирменном оформлении (цветная фотография на темном фоне). В отличие от предыдущих альбомов пианиста, где превалировала авторская музыка, самое ...
Эрни Уоттс – пример успешного творческого человека. Карьера в джазе этого тенор-саксофониста длится уже более полувека, он играл со многими великанами, от Эддерли до Rolling Stones, более четверти века работал в квартете Чарли Хэйдена. Уоттс ...
Не было в 50-х и 60-х годах прошлого века более популярного джазового вокального ансамбля, чем трио Lambert, Hendricks and Ross. И с тех самых пор имя родившейся в Лондоне шотландской певицы Энни Росс навсегда вписано в джазовую историю весьма ...
Для начала – небольшая справка. Если вы решите «нырнуть» в Сеть за информацией о Paradox-Ensemble, будьте внимательны. Стоит вам забыть о дефисе между Paradox и Ensemble, как вы попадете на проект британского трубача Ника Уолтерса ...