Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно далеко не так широко, как самба или босса-нова. Если самба рождалась, как музыка бразильских низов, то стиль шоро появился во второй половине XIX века среди образованных и состоятельных уроженцев Рио – кариоков. С парадного входа в их дома приходила легкая танцевальная и академическая музыка Европы – польки, вальсы, мазурки, шопеновские ноктюрны и лирические песни Шумана, а с черного хода туда же проникала музыка лунду, в которой находили утешение бывшие рабы, преимущественно из Анголы. В самом же конце века к этим влияниям прибавился и североамериканский регтайм. Из такой вот пестрой смеси и родился стиль шоро, своеобразный инструментально-песенный жанр городского романса.
Антонио Адольфо посвятил свой новый проект памяти одного из крупнейших композиторов музыки шоро, которого многие считают отцом этого стиля – Эрнесто Назарета (1863 – 1934). Девять из десяти композиций диска = это его произведения разных лет, но открывает альбом своеобразное «предисловие»: титульная композиция самого Адольфо. Это взгляд на шоро из второго десятилетия XXI века – музыка, густо пропитанная интонациями джаза, но сохранившая напевность и ритмическое богатство традиционной формы. Собственно, таковы и запечатленные в записи версии оригинальных произведений Назарета. Как пишет в liner notes Адольфо, «Были произведены изменения в форме, мелодии, гармонии и ритме (композиций – Л.А.), чтобы создать присущую этому альбому атмосферу».
В этой работе Антонио помогали практически те же музыканты, которые участвовали в записи его предыдущего альбома Finas Misturas. Звучание фортепьяно лидера, а также гитары Клаудио Спивака стали, пожалуй, самыми яркими инструментальными красками нового альбома. Впрочем, запомнились и нежные реплики саксофона в Tenebroso, и ритмическое богатство музыки вкупе с лиричным настроением в Fon-Fon, и слияние голосов флейты, гитары и фортепьяно в Cuera. Выделяется в программе альбома Nao Caio Noutra, самая старая композиция Назарета из представленных здесь, написана она была еще в 1881 году. Только в ней отчетливо слышатся отзвуки американского рэгтайма а-ля Скотт Джоплин, для чего Адольфо дополнительно пригласил поучаствовать в записи этой пьесы двух банджоистов.
В целом же, аранжировки Адольфо и мастерство музыкантов доходчиво и эффектно иллюстрируют жизнеспособность традиций шоро и убеждают, что бразильская народная музыка отнюдь не стала реликтом и в наши времена стремительной глобализации.
Австралийская группа Opus of a Machine выпустила свой дебютный альбом Simulacra в ноябре 2014 года, это очень свежий диск. Но прежде чем говорить о нем, стоит, хотя бы контурно, очертить его целевую аудиторию. Поклонников разнообразных джазовых ...
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...