Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно далеко не так широко, как самба или босса-нова. Если самба рождалась, как музыка бразильских низов, то стиль шоро появился во второй половине XIX века среди образованных и состоятельных уроженцев Рио – кариоков. С парадного входа в их дома приходила легкая танцевальная и академическая музыка Европы – польки, вальсы, мазурки, шопеновские ноктюрны и лирические песни Шумана, а с черного хода туда же проникала музыка лунду, в которой находили утешение бывшие рабы, преимущественно из Анголы. В самом же конце века к этим влияниям прибавился и североамериканский регтайм. Из такой вот пестрой смеси и родился стиль шоро, своеобразный инструментально-песенный жанр городского романса.
Антонио Адольфо посвятил свой новый проект памяти одного из крупнейших композиторов музыки шоро, которого многие считают отцом этого стиля – Эрнесто Назарета (1863 – 1934). Девять из десяти композиций диска = это его произведения разных лет, но открывает альбом своеобразное «предисловие»: титульная композиция самого Адольфо. Это взгляд на шоро из второго десятилетия XXI века – музыка, густо пропитанная интонациями джаза, но сохранившая напевность и ритмическое богатство традиционной формы. Собственно, таковы и запечатленные в записи версии оригинальных произведений Назарета. Как пишет в liner notes Адольфо, «Были произведены изменения в форме, мелодии, гармонии и ритме (композиций – Л.А.), чтобы создать присущую этому альбому атмосферу».
В этой работе Антонио помогали практически те же музыканты, которые участвовали в записи его предыдущего альбома Finas Misturas. Звучание фортепьяно лидера, а также гитары Клаудио Спивака стали, пожалуй, самыми яркими инструментальными красками нового альбома. Впрочем, запомнились и нежные реплики саксофона в Tenebroso, и ритмическое богатство музыки вкупе с лиричным настроением в Fon-Fon, и слияние голосов флейты, гитары и фортепьяно в Cuera. Выделяется в программе альбома Nao Caio Noutra, самая старая композиция Назарета из представленных здесь, написана она была еще в 1881 году. Только в ней отчетливо слышатся отзвуки американского рэгтайма а-ля Скотт Джоплин, для чего Адольфо дополнительно пригласил поучаствовать в записи этой пьесы двух банджоистов.
В целом же, аранжировки Адольфо и мастерство музыкантов доходчиво и эффектно иллюстрируют жизнеспособность традиций шоро и убеждают, что бразильская народная музыка отнюдь не стала реликтом и в наши времена стремительной глобализации.
Итак, Америка, 50-е… Время Трумэна и Эйзенхауэра, длиннющих лимузинов с крыльями и дешевой нефти, всеобщей TV-зации и роста благосостояния среднего белого американца. Правда, уже разбился странный актер Джеймс Дин и появилась странная музыка ...
Коренной обитатель «Большого яблока» Мэтт Крискуоло – человек весьма разносторонний. Родившись в Бронксе в 1971 году, он уже в восемь лет начал учиться игре на фортепьяно. Правда, став постарше, он окончательно остановился на ...
Великолепный альбом, который вполне может претендовать на титул «диск года». Формально он относится к разряду альбомов-трибьютов, но уж больно отличается от обычных работ подобного рода. Тем более, трибьют здесь двойной. Один персонаж ...
Похоже, не только все, что он умеет, но также и то, что он думает о жизни и о себе показал в своем дебютном альбоме американский саксофонист Майкл Итон. Во многом Individuation можно считать концептуальным альбомом. Его обложка представляет собой ...
Группа, созданная композитором и таристом Микаэлом Восканяном, на сегодняшний день, является самой востребованной в поле этно-джаза в Армении. Созданная в 2011 году, она уже является обладателем многих наград – «Лучшая группа Армении», «Лучший дебют ...
2014-й стал для польской группы Orange the Juice годом решительного наступления на фонографическом фронте. Музыканты из Сталевой Воли пополнили свою дискографию сразу двумя альбомами. По сравнению с экзотическим оформлением The Messiah Is Back ...
Для нашего сайта это первое знакомство с группой Orange the Juice из небольшого польского города Сталева Воля, а для самой группы The Messiah Is Back – это второй альбом. Первый, You Name It, был выпущен довольно давно, еще в 2008 году и сразу ...
Металлы, как известно, бывают разные. Есть прочные и твердые, как сталь, есть тяжелые, как свинец, а есть легкие и мягкие, как алюминий. Но каждый находит свое применение сообразно своим свойствам. Нечто похожее можно отметить и в метал-роке. Музыку ...
Если вы хотите представить себе, что такое этно-джаз, то трудно подобрать для этой цели лучший пример, чем альбом Паскаля Бокара Guitar Balafonics. Практикующий и в качестве лидера, и в качестве сайдмена, музыкант, педагог, работающий в нескольких ...
Альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде – один из видных представителей голландской школы нового джаза, одной из наиболее ярких в Европе. Этого музыканта отличает необычайная творческая активность. Пауль играл со множеством американских и ...
Американский пианист Роджер Дэвидсон – не только талантливый музыкант, но и очень креативный человек, умеющий воплощать свои идеи в жизнь. Он основал лейбл Soundbrush Records, ставший домом для многих музыкантов. В 2000 году Дэвидсон создал ...
Скрипка имеет богатую и славную историю в академической традиции, но и вне ее, в частности, в джазе, нет недостатка в примерах ее успешного применения. Это и традиционный свинговый джаз (Граппелли), и современный мэйнстрим (Регина Картер), и ...