Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно далеко не так широко, как самба или босса-нова. Если самба рождалась, как музыка бразильских низов, то стиль шоро появился во второй половине XIX века среди образованных и состоятельных уроженцев Рио – кариоков. С парадного входа в их дома приходила легкая танцевальная и академическая музыка Европы – польки, вальсы, мазурки, шопеновские ноктюрны и лирические песни Шумана, а с черного хода туда же проникала музыка лунду, в которой находили утешение бывшие рабы, преимущественно из Анголы. В самом же конце века к этим влияниям прибавился и североамериканский регтайм. Из такой вот пестрой смеси и родился стиль шоро, своеобразный инструментально-песенный жанр городского романса.
Антонио Адольфо посвятил свой новый проект памяти одного из крупнейших композиторов музыки шоро, которого многие считают отцом этого стиля – Эрнесто Назарета (1863 – 1934). Девять из десяти композиций диска = это его произведения разных лет, но открывает альбом своеобразное «предисловие»: титульная композиция самого Адольфо. Это взгляд на шоро из второго десятилетия XXI века – музыка, густо пропитанная интонациями джаза, но сохранившая напевность и ритмическое богатство традиционной формы. Собственно, таковы и запечатленные в записи версии оригинальных произведений Назарета. Как пишет в liner notes Адольфо, «Были произведены изменения в форме, мелодии, гармонии и ритме (композиций – Л.А.), чтобы создать присущую этому альбому атмосферу».
В этой работе Антонио помогали практически те же музыканты, которые участвовали в записи его предыдущего альбома Finas Misturas. Звучание фортепьяно лидера, а также гитары Клаудио Спивака стали, пожалуй, самыми яркими инструментальными красками нового альбома. Впрочем, запомнились и нежные реплики саксофона в Tenebroso, и ритмическое богатство музыки вкупе с лиричным настроением в Fon-Fon, и слияние голосов флейты, гитары и фортепьяно в Cuera. Выделяется в программе альбома Nao Caio Noutra, самая старая композиция Назарета из представленных здесь, написана она была еще в 1881 году. Только в ней отчетливо слышатся отзвуки американского рэгтайма а-ля Скотт Джоплин, для чего Адольфо дополнительно пригласил поучаствовать в записи этой пьесы двух банджоистов.
В целом же, аранжировки Адольфо и мастерство музыкантов доходчиво и эффектно иллюстрируют жизнеспособность традиций шоро и убеждают, что бразильская народная музыка отнюдь не стала реликтом и в наши времена стремительной глобализации.
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...
«Другая Бразилия» или «Бразилия по-другому» - так можно перевести название этого альбома, записанного итало-бразильским дуэтом музыкантов, которые были просто обречены рано или поздно встретиться в одном проекте. Кларнетист ...
Да, это у них получилось дерзко. Восхитительно дерзко. Представьте себе, что ливерпульские парни, вернувшись из Гамбурга, выпустили не простенький сингл Love Me Do, а сразу выдали «Сержанта Пеппера». Или артиллерийский офицер Толстой ...
Для начала хотелось бы вспомнить факт жесткий, но непреложный. В любом музыкальном направлении, не только в поп-музыке, известности добиваются в лучшем случае десятки из тысяч и тысяч. И далеко не всегда эти счастливчики – самые лучшие, порой ...
Диски такого формата – крайне редкие гости в наших обзорах. Синглом Soul’d дебютирует одноименное трио из Азии, участники которого приветствуют вас с обложки своего диска. В центре – Арун Шеной, гитарист, композитор и продюсер, ...