Paul van Kemenade’s Three Horns And A Bass - In A Certain Mood
10.01.2015
Альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде – один из видных представителей голландской школы нового джаза, одной из наиболее ярких в Европе. Этого музыканта отличает необычайная творческая активность. Пауль играл со множеством американских и европейских знаменитостей, участвовал в записи более, чем полусотни дисков, причем в очень многих случаях – в качестве лидера, его музыка удостаивалась хвалебных рецензий в самых авторитетных изданиях, а сам он собрал немалый урожай различных престижных наград. Некоторые из проектов Пауля ван Кеменаде уже попадали в поле зрения нашего сайта, рецензии на них можно найти на наших электронных страницах, «вбив» имя музыканта в окошко «поиск». Был среди них и представляемый сегодня проект Paul van Kemenade’s Three Horns And A Bass. Правда, в альбоме Kaisei Nari (2012), где Пауль объединил записи разных своих коллективов, пьес в исполнении Three Horns And A Bass было только две. Зато сейчас полномасштабный альбом In A Certain Mood дает возможность более детально познакомиться с этим проектом.
О формате проекта исчерпывающе говорит его название. В состав этого квартета вместе с ван Кеменаде входят трубач Анджело Верплоген, тромбонист Люк Бодестейн и басист Виро Махье. Состав, согласитесь, не тривиальный, и музыку ван Кеменаде (все пьесы написаны лидером коллектива) тоже тривиальной не назовешь. Здесь позволю себе небольшое отступление. Знаю людей, которых отпугивает уже само понятие «авангардный джаз»: «Ах, это так сложно, заумно, чересчур серьезно…» Лекарством от подобных предубеждений прекрасно может послужить альбом In A Certain Mood. Во-первых, надо просто забыть и слово «авангард», и даже слово «джаз», тем более, что особых родственных связей с американской джазовой традицией в широком смысле этого слова в музыке ван Кеменаде не прослеживается – разве лишь привет отцу фри-джаза в названии пьесы Cool Man, Coleman. Во-вторых, достаточно без предвзятости прослушать, скажем, WhatsAppening, чтобы убедиться, что «стр-р-р-ашный» авангард вполне способен быть легким и приятным для восприятия, содержать немалую толику музыкального юмора и принимать облик, так сказать, «авангарда с человеческим лицом». Лиричная тема, исполняемая тремя духовыми в унисон в начале пьесы, затем переходит в некую юмористическую реминисценцию на тему старого джаза, круто меняет направление к современности, чтобы в финале вновь обрести черты гротеска. А уже в следующей пьесе Freeze! 4.0 вы, возможно, с удивлением, обнаружите почти академическое вступление.
Каждый из трех духовиков группы – отличный мастер своего инструмента, у каждого есть и эффектные сольные партии (я бы отдельно отметил звучание альт-саксофона и тромбона в финальной пьесе с также не очень серьезным названием Spaghetti Stress). Но, на мой взгляд, «изюминка» проекта именно в хитросплетениях голосов трех инструментов при очень мягкой, почти пунктирной ритмической линии, проводимой контрабасом. Если же говорить о моем персональном фаворите альбома, то это будет Lapstop, где все участники квартета были особенно хороши. Разумеется, каждый слушатель, найдет в альбоме самое интересное по своему вкусу, но в том, что талант и творческая фантазия Пауля ван Кеменаде и его коллег будет оценена по достоинству – я уверен.
2014 KEMO
10 tks / 44 mins
(Angelo Verploegen – tp, flg; Louk Boudesteijn – tb; Wiro Mahieu – b; Paul van Kemenade – as, compositions;)
Диск предоставил Paul van Kemenade
Эффектная обложка – взгляд обязательно остановится на ней в ряду с десятком других альбомов. Послушав Arise, третий по счету альбом норвежского трио InterStatic, могу с уверенностью сказать, что для многих и многих слушателей, то, что ...
Итальянский барабанщик, композитор, писатель, бэнд-лидер, участник многих международных фестивалей и обладатель многих наград и почетных званий, Франческо Куза родился в Катании в 1966 году. На сегодня в его творческой биографии значится уже более ...
Куонг Ву – известный новоджазовый трубач, яркий представитель нью-йоркской авангардной сцены. Хотя он вырос и получил образование в США, родился Куонг Ву во Вьетнаме, откуда в 1975 году бежали от вступавших в Сайгон победоносных ...
Изучая творческую биографию гитариста из Майами Линдси Блэйра, поражаешься ее пестроте. Блэйр играл джаз с Мейнардом Фергюссоном, латинскую поп-музыку с Глорией Эстефан, ритм-энд-блюз с Бобби Колдуэллом, а еще кантри, хип-хоп, академическую музыку, ...
Американская вокалистка Шэрон Мэри Клайн родилась во Флориде, но сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе, Калифорния, где ее имя хорошо знакомо местным любителям джаза. This Is Where I Wanna Be – уже третий альбом в ее дискографии, и его можно ...
музыкальный стиль: Латинский джаз, кроссовер, фьюжн
Любопытное послание адресовал всем своим потенциальным слушателям бывший студент Эллиса Марсалиса и музыкальный директор знаменитого шоу Cirque du Soleil Чарли Деннард этим письмом – именно в виде конверта международной почты оформила альбом ...
Практикующие медики, параллельно профессионально играющие джаз – явление редкое, но не уникальное. Тут сразу вспоминается, наверное, самое известное в этом ряду имя: психиатр – пианист Денни Цейтлин. Пару лет назад мне доводилось ...
Бастарды, играющие стандарты? Возможно, это имели ввиду три итальянских музыканта, приняв в качестве названия своей группы каламбур из этих двух слов: Bastandards. А играют они именно джаз, что подчеркивает восклицательный знак уже в названии ...
Я, конечно, понимаю, что издание DVD- штука значительно более затратная, чем издание CD – диска, но, посмотрев на YouTube промо-ролик альбома и прослушав сам альбом Dagli Appendini Alle Ante, записанный квинтетом Лоренцо Капелло, я искренне ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, мэйнстрим
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...