"Каторжники носят одежду в розовую и белую полоску.Если я сам по велению сердца выбрал мир, в котором мне хорошо, разве неимею я права хотя бы отыскивать в нем различные значения на собственныйвкус: итак, существует тесная связь между цветами и каторжниками. Слабостьи нежность первых — одной природы с грубой бесчувственностью вторых. Еслимне придется изображать каторжника, — я осыплю его таким океаном цветов,что погребенный под ними, он сам превратится в гигантский, только что раскрывшийся бутон..." — этот текст из книги Жана Жене "Дневник вора"— единственный комментарий, помещенный на обложке удивительного альбома Джона Зорна. Безусловно, чтобы понять всю необычность этой программы, совершеннонеобходимо знать суть знаменитого романа — к счастью, недавно он переведенна русский язык. Эта книга — исповедь человека, нашедшего нечто прекрасноесреди отбросов, проведшего одну половину жизни в тюрьме, вторую — в самыхстрашных притонах Марселя и Барселоны. Будучи приговоренным к пожизненному заключению, Жене написал в тюрьме книгу столь талантливую, что ведущиеписатели Франции выпросили у правительства страны свободу для этого заключенного.
Еще одна цитата из книги: "Любовные игры открываютневыразимый мир, звучащий в ночном языке любовников. На этом языке не пишут.На нем хрипло перешептываются по ночам. На рассвете его забывают..."Если этот язык невозможно передать буквами, то его можно изобразить звуками!Эту идею Джон Зорн и воплотил. Четыре композиции, составляющие альбом —"Голубой", "Желтый", "Розовый", "Черный"— передают прежде всего настроение, атмосферу, и это, конечно, достаточномрачная и удушливая атмосфера. Выразительные средства, т.е. подбор инструментов,нетрадиционен — скрипка, электрогитара, две флейты, вибрафон, много перкашн,голос (только как инструмент) и очень много различных звуковых и шумовыхэффектов — от звона цепей, скрипов, щелканья, далеких мистических голосов,уличных гармошек, страшных криков до жужжания роящихся мух, которые точновписаны в сложную партитуру.
Дополнительный искажающий эффект дает изменение скоростипротягивания при записи магнитной ленты вдоль головки — как это делаютдиск-жокеи с пластинками. Альбом похож на звуковую дорожку к фильму, ещеточнее — музыку к спектаклю. Но музыка, точнее, звуковой коллаж, настольковыразительна, что сама, собственно, и есть спектакль. В ней бесполезноискать опору в виде тональности или традиционного мелодизма. Но можно найтимножество оригинальных приемов и необычных звуковых эффектов. Выразительный звуковой фон порой выстраивается из обычных вздохов. Кроме того, альбом буквально пронизан духом Востока. Выражается это в далеких звуках зурны или пения муллы или просто употреблении восточных ладов.
Очень точно найдено визуальное решение обложки диска.Художник добился ощущения, что роза, отливающая бронзой и обугленно-тлеющимчерным, кажется красной не потому, что она такая от природы, а потому чтоее окунули в кровь. Если же конверт достать и покрутить в руках, то изскладок хитро сложенного конверта неожиданно расцветет-раскроется дивнаясиняя орхидея, каких, пожалуй, в природе и не бывает.
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в ...
За подробностями биографии Гиоры Фейдмана и истории современных клезмеров рекомендую обратиться к № 7/99 «Jazz - Квадрата», где рецензировался его более поздний диск «Journey». Но для первого знакомства с творчеством этого ...
Один из виднейших современных клезмеров, кларнетист Гиора Фейдман пользуется большой популярностью у российских звукозаписывающих компаний. Вслед за «Stress Records» и «Landy Star» осуществила переиздание одного из его ...
Просто в «десятку» попали россияне, переиздавшие этот диск по лицензионному соглашению. Во-первых, Джо Пасс — выдающийся джазовый гитарист, один из виднейших мастеров мэйнстрима, что уже само по себе делает этот релиз весьма ...