За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее академического толка, Эдмунд и Нурит исполняют самую разную музыку, вплоть до Брамса и Моцарта. Но данную программу, за исключением одной записи, речь о которой впереди, пианисты посвятили исключительно современной американской музыке, причем, точнее говоря, только одному ее направлению: минимализму.
Большая часть отобранных пьес была написана специально для этого дуэта: сочинения Блю Джен Тиренни, Дэвида Бордена, Мередита Монка, Джеймса Тини. Особняком стоят две пьесы. «Ночной вальс» Пол Боулз сочинил в 1949г. в Танжере, Северная Африка. В том же году вышла и его книга «Расколотые небеса», по которой снял свой знаменитый фильм Бертолуччи. Так что, слушая этот вальс, вспоминайте и этот «видеоряд». Two Pianos Мортона Фельдмана (1957) принадлежат перу одного из провозвестников минимализма в США.
В игре дуэта есть и скупость выразительных средств при богатой внутренней экспрессии, и разумеется, те мотивы, без которых трудно обойтись любой написанной в Америке музыке: джаз, блюз, рэгтайм.
Возможно, чтобы показать неразрывность, сплав всех этих тенденций в музыке США, Эдмунд и Нурит включили в программу и Tonk Эллингтона и Стрейхорна, написанный в 1940г. Классический джаз и современная классика вполне органично ужились в этой интересной, хотя и явно «не для всех» составленной программе.
Emergency Music
© & (p) 1992 Composers Recordings, Inc.
9 tks/ 70 mins
(Edmund Niemann, Nurit Tilles - p;)
Леонид АУСКЕРН