Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в России издавали в год по чайной ложке, а что уж говорить о свободной импровизационной музыке, поклонников коей везде немного.
Питер Ковальд неплохо знаком русской (скажем точнее, московской) части таких ценителей свободного полета музыкального воображения, и для них этот диск не станет каким- то особенным сюрпризом, но вот неподготовленного слушателя считаю своим долгом предупредить: здесь вы не найдете ни известных тем, ни какой-либо более или менее регулярной звуковой ткани — только спонтанные фантазии и ассоциации членов квартета, сплетенные в замысловатую вязь и практически не поддающиеся расшифровке. Такая вот почти Кантовская (немцы все же, хотя и наполовину) "вещь в себе".
Не могу сказать, что слушать это было неинтересно — напротив, но вникнуть более-менее конкретно в альбом удалось, только одев наушники и попросив домашних часок меня не отвлекать. Иначе, прервавшись хотя бы на пару минут, приходилось начинать сначала. Альбом оставляет после себя очень целостное, но в то же время и довольно тяжелое впечатление — тяжелое почти физически.
Вся музыка весьма жесткая и бесстрастная, она словно служит иллюстрацией к какому-то фантастическому фильму (вполне представляю себе некоторые треки в "Солярисе* Тарковского, что было бы исключительно подходяще вместо тех довольно стандартных композиций, которые предпочел режиссер).
А вообще дело, конечно, не в кино — просто такой джаз много теряет при прослушивании его без видеоряда. Убежден, что на концерте все воспринималось бы несколько более оптимистично. Не удивился бы, если все действо носило бы характер хэппенинга — и для этой цели музыка очень пригодна. А так, хоть и выслушал я ее с любопытством и пользой для себя, но вот возвращаться к альбому еще раз вряд ли захочется.
(с) 1992 Geru
(р) 2000 Landy Star / JazzLand
14 tks / 49 mins
(Peter Cowaid — b; Dietrich Rauschtenberger — dr; Alexander Kostikov — g; Andrew Solovyov — tp, flh, fl)
Евгений ДОЛГИХ