Musicians Of National Dance Company Of Cambodia - Homrong
30.04.2014
Одним из первых дисков (если не ошибаюсь, восемнадцатым) в коллекции традиционной музыки компании Real World Records в далеком 1991 году стал диск с поистине раритетной музыкальной программой — это был альбом старинной традиционной камбоджийской музыки, которую исполняли уцелевшие после кровавого правления Пол Пота и"красных кхмеров" музыканты Национальной Танцевальной Компании Камбоджи.
90% музыкантов Кампучии было уничтожено во время геноцида. Остальные были высланы в отдаленные районы, где использовались как рабская сила для тяжелых сельскохозяйственных работ, рытья голыми руками ирригационных каналов, большинство из которых никогда не будут использованы. Когда кровавый режим был уничтожен, их осталось совсем немного, но не осталось ни инструментов, ни костюмов, ни декораций, ни школ, ни книг. Все это пришлось восстанавливать заново. Пришлось восстанавливать и Школу Изящных Искусств, где преподавание велось по древней системе и знания в течении сотен лет передавались по цепи ученической преемственности —от учителя (Гуру)к ученику и так далее.
В камбоджийской традиции требуется двенадцать лет, чтобы человек мог стать музыкантом, певцом или танцором — шесть лет для изучения техники и еще шесть лет духовной подготовки, необходимой для правильного понимания и создания особой атмосферы представления, ведь как в Индии, так и во многих странах Индокитая театральное представление — это в первую очередь жертвоприношение богам, и лишь в последнюю — развлечение. Гуру считается хозяином, мастером и духовным учителем, перед каждым представлением проводится особый ритуал почитания Гуру, который называется Homrong, такое же название получил и этот диск, состоящий из десяти композиций, из которых семь — традиционные песни и мелодии от классических оркестровых пьес до свадебных и фольклорных песен, а оставшиеся три — современные аранжировки в традиционном стиле, созданные музыкантами, играющими на этой пластинке.
Тексты песен, исполняющихся под аккомпанемент оркестра традиционных инструментов, — это эпизоды индуистских эпических сказаний и героических легенд, поэмы о любви и красоте, современные песни посвящены недавнему страшному прошлому, возрождению Кампучии и призыву никогда не забывать о случившемся. Музыка весьма необычна для уха европейского слушателя, ее диссонансы могут произвести на неподготовленного слушателя впечатление некоторой какофонии, однако следует помнить, что стандарты красоты очень различны у разных рас и народов. Внимательнее вслушавшись, обнаруживаешь, что под поверхностным слоем кажущихся диссонансов скрываются тонкая и изящная мелодическая и очень сложная и изощренная ритмическая структура, понимаешь, что восприятие красоты исполнения находится в несколько ином измерении, отличном от стандартов европейского мелодизма или ритмической культуры африканских народов.
При некотором старании разница в восприятии становится условной и исчезает — в этом случае Вы наслаждаетесь музыкальным наследием древней культуры, в противном — остаетесь при своем невежестве... Выбор за Вами, но мой совет — всегда исследуйте то, что поначалу кажется Вам неприемлемым и слишком необычным, особенно в традиционной музыке. Бывает, что несколько раз прослушав вызвавшую шок и полное неприятие пластинку, понимаешь, насколько был не прав поначалу — такие диски могут со временем стать вашими любимыми. Постарайтесь соответствовать той культуре, музыку которой Вы хотите воспринять — почитайте религиозные, философские или эпические тексты, относящиеся к этой культуре, поинтересуйтесь ее историей, поэзией, изобразительным искусством — тогда Ваше сознание не будет захламлено совершенно не относящимися к делу вещами и стереотипами, как следствие, Вам легче будет понять и прочувствовать красоту и смысл этой музыки. Дерзайте!
Так что же все-таки такое acid jazz? Если вы все еще терзаетесь раздумьями, желая получить ответ на столь вожделенный вопрос, обратитесь за ответом на "Instinct Records" — может статься, там знают… (Хотя, по-моему, на дверях головного офиса ...
Уже несколько лет подряд Барбер побеждает в опросах журнала "Down Beat" среди "вокалисток, заслуживающих большего внимания". Почти все ее альбомы переизданы и в Москве. Эта запись — один из первых ее альбомов, вполне подходит для того, чтобы ...
Благодаря российскому переизданию, "Marvellous" стал доступен большинству любителей джаза в пределах СНГ. Альбом полностью оправдывает свое название: "Изумительный". Классическое трио, которое составили вместе с Мишелем мастера экстра-класса Холланд ...
Альбомы камерного акустического джаза, исполняемого соло или дуэтом — явление не такое уж и частое. Нелегкий жанр. Но когда за дело берутся такие музыканты, как Рон Картер и Джим Холл, результат просто не может быть ординарным. Так и здесь — ...
Очень удачное российское переиздание. Удачное потому, что оно преподносит слушателям секстет Кэннонболла Эддерли в эпоху его расцвета — в первой половине 60-х годов. Место Бобби Тиммонса за роялем занял тогда еще молодой австриец Джо Завинул, ...
Не знаю, исходя из каких критериев обозревать новый релиз британского гитариста Питера Оксли. Думаю, не следует становиться на позиции ревностного поклонника джаза, для которого любое отступление от признанных канонов — уже святотатство. Хотя здесь ...
Лакомый диск для коллекционеров редких джазовых записей. Разумеется, оценить прелесть этого российского переиздания смогут только почитатели межгалактического путешественника, пришельца с планеты Сатурн, а заодно древнеегипетского божества по имени ...
Альбом состоит из двух резко отличающихся частей. Начинают его семь композиций, записанных в Нью-Йорке в июне 1961 г., где с квинтетом Эддерли поет Нэнси Уилсон, а затем следует запись уже чисто инструментальной сессии из пяти треков, сделанная в ...
Этот альбом переиздан уже в наши дни с учетом новых технических возможностей, что позволило превратить его в очень оригинальный по наполнению диск. Запись эта свела в один состав прекрасных исполнителей, которые, однако, подчиняясь воле продюсера, ...
Московское недавнее переиздание одного из лучших альбомов классика чикагского блюза Лютера Эллисона. Он возглавлял группу под названием "Rolling Stones" еще в 50-х. Черных "Rolling Stones" из города Чикаго. В то время, как будущие лондонские ...
Хоул до 1992 г. двенадцать лет играл блюз у себя дома в Перте, Западная Австралия, и был совершенно неизвестен за пределами континента. Открытие для всего мира состоялось благодаря изданию именно этой, первой записи Хоула на чикагском "Аллигаторе". ...
Скрипача по имени Питер Компо мы уже представляли нашим читателям в №12/99. Тогда в "CD-обзоре" рецензировался его самый свежий альбом. После этого музыкант прислал в редакцию еще один свой диск, и мы решили, в виде исключения, познакомить вас и с ...