Musicians Of National Dance Company Of Cambodia - Homrong
30.04.2014
Одним из первых дисков (если не ошибаюсь, восемнадцатым) в коллекции традиционной музыки компании Real World Records в далеком 1991 году стал диск с поистине раритетной музыкальной программой — это был альбом старинной традиционной камбоджийской музыки, которую исполняли уцелевшие после кровавого правления Пол Пота и"красных кхмеров" музыканты Национальной Танцевальной Компании Камбоджи.
90% музыкантов Кампучии было уничтожено во время геноцида. Остальные были высланы в отдаленные районы, где использовались как рабская сила для тяжелых сельскохозяйственных работ, рытья голыми руками ирригационных каналов, большинство из которых никогда не будут использованы. Когда кровавый режим был уничтожен, их осталось совсем немного, но не осталось ни инструментов, ни костюмов, ни декораций, ни школ, ни книг. Все это пришлось восстанавливать заново. Пришлось восстанавливать и Школу Изящных Искусств, где преподавание велось по древней системе и знания в течении сотен лет передавались по цепи ученической преемственности —от учителя (Гуру)к ученику и так далее.
В камбоджийской традиции требуется двенадцать лет, чтобы человек мог стать музыкантом, певцом или танцором — шесть лет для изучения техники и еще шесть лет духовной подготовки, необходимой для правильного понимания и создания особой атмосферы представления, ведь как в Индии, так и во многих странах Индокитая театральное представление — это в первую очередь жертвоприношение богам, и лишь в последнюю — развлечение. Гуру считается хозяином, мастером и духовным учителем, перед каждым представлением проводится особый ритуал почитания Гуру, который называется Homrong, такое же название получил и этот диск, состоящий из десяти композиций, из которых семь — традиционные песни и мелодии от классических оркестровых пьес до свадебных и фольклорных песен, а оставшиеся три — современные аранжировки в традиционном стиле, созданные музыкантами, играющими на этой пластинке.
Тексты песен, исполняющихся под аккомпанемент оркестра традиционных инструментов, — это эпизоды индуистских эпических сказаний и героических легенд, поэмы о любви и красоте, современные песни посвящены недавнему страшному прошлому, возрождению Кампучии и призыву никогда не забывать о случившемся. Музыка весьма необычна для уха европейского слушателя, ее диссонансы могут произвести на неподготовленного слушателя впечатление некоторой какофонии, однако следует помнить, что стандарты красоты очень различны у разных рас и народов. Внимательнее вслушавшись, обнаруживаешь, что под поверхностным слоем кажущихся диссонансов скрываются тонкая и изящная мелодическая и очень сложная и изощренная ритмическая структура, понимаешь, что восприятие красоты исполнения находится в несколько ином измерении, отличном от стандартов европейского мелодизма или ритмической культуры африканских народов.
При некотором старании разница в восприятии становится условной и исчезает — в этом случае Вы наслаждаетесь музыкальным наследием древней культуры, в противном — остаетесь при своем невежестве... Выбор за Вами, но мой совет — всегда исследуйте то, что поначалу кажется Вам неприемлемым и слишком необычным, особенно в традиционной музыке. Бывает, что несколько раз прослушав вызвавшую шок и полное неприятие пластинку, понимаешь, насколько был не прав поначалу — такие диски могут со временем стать вашими любимыми. Постарайтесь соответствовать той культуре, музыку которой Вы хотите воспринять — почитайте религиозные, философские или эпические тексты, относящиеся к этой культуре, поинтересуйтесь ее историей, поэзией, изобразительным искусством — тогда Ваше сознание не будет захламлено совершенно не относящимися к делу вещами и стереотипами, как следствие, Вам легче будет понять и прочувствовать красоту и смысл этой музыки. Дерзайте!
Не очень новый, но до сих пор считающийся одним из лучших проектов американского контрабасиста «нового поколения» Майкла Форманека.До того, как возглавить собственные проекты, Майкл прошел очень хорошую «стажировку» у Фредди Хаббарда (Freddie ...
Британскую вокалистку Тину Мэй можно считать завсегдатаемнашего "CD-обзора". Альбом "Fun", записанный в январе1993 года, заполняет собой недостающее звено в дискографии певицы на фирме"33 Records" между работами 1991, 1994 и 1995 гг., которые ...
«Техасский блюзмен» - идеальное название для этого диска, ставшего памятником человеку, которого сегодня считают одним из основателей техасского блюза. Зузу Боллин (1922-1990) в начале 50-х годов записал в Далласе два сингла для ...
Перед вами дебютный диск британского барабанщика КларкаТрейси, альбом, безусловно, заслуживающий внимания. Сын знаменитого СтэнаТрейси, одного из самых известных британских джазовых музыкантов за пределами"туманного Альбиона", Кларк продолжил ...
Мне доводилось рецензировать для «Jazz-Квадрата» диски Джеймса Коттона разного времени и разных лейблов (Alligator, Telarc), теперь пришел черед и альбому, записанному в Техасе для Antone’s Records. В дискографии выдающегося ...
В джазе аттестация «он работал с Майлсом Дэвисом» уже сама по себе является свидетельством профессионального уровня исполнителя. В блюзе не меньшее уважение вызывают люди, работавшие с Мадди Уотерсом. Джимми Роджерс – из таких. Он ...
Этот диск представляет собой переиздание довольно редкогоальбома европейского фри-джазового биг-бэнда Пьера Дорге, ранее доступного только на виниле. Ко всему прочему альбом дополнен двумя композициями, ранее не вошедшими в него по техническим ...
Год назад мне довелось рассказывать читателям «Jazz – Квадрата» про DVD A Journey Through the Blues – The Son Seals Story (2007), посвященный жизни и творчеству Фрэнка «Сан» Силза (1942 – 2004). Я высказал ...
Почти каждый из нас наверняка видел хотя бы один нестерпимо занудный жутко романтический индийский фильм с обязательными слащавыми песнями и музыкой. Так вот, к подлинно высокому искусству народной индийской музыкальной традиции, представленной на ...
Должен признаться, когда я обдумывал, как же я могу описатьальбом Джона Кайдзана Нептюна, у меня возникли проблемы. Действительно какими словами можно достоверно передать по-настоящему медитативную музыку,ту музыку, за которой присутствует тишина? А ...
Господи, ну вроде альбом как альбом — обычный фьюжн-джаз-рок из Англии. В меру темпераментен, в меру рассудочен, много бурных импровизаций, невероятно шустрый и трудолюбивый ударник (иногда кажется, что он-то и есть главное действующее лицо), ...
Пожалуй, только обложка альбома с бьющей из гитары музыканта молнией может показаться тривиальной даже для того времени. В остальном же тридцатилетней давности «аллигаторовский» дебют Лонни Брукса выглядит в современном российском ...