Musicians Of National Dance Company Of Cambodia - Homrong
30.04.2014
Одним из первых дисков (если не ошибаюсь, восемнадцатым) в коллекции традиционной музыки компании Real World Records в далеком 1991 году стал диск с поистине раритетной музыкальной программой — это был альбом старинной традиционной камбоджийской музыки, которую исполняли уцелевшие после кровавого правления Пол Пота и"красных кхмеров" музыканты Национальной Танцевальной Компании Камбоджи.
90% музыкантов Кампучии было уничтожено во время геноцида. Остальные были высланы в отдаленные районы, где использовались как рабская сила для тяжелых сельскохозяйственных работ, рытья голыми руками ирригационных каналов, большинство из которых никогда не будут использованы. Когда кровавый режим был уничтожен, их осталось совсем немного, но не осталось ни инструментов, ни костюмов, ни декораций, ни школ, ни книг. Все это пришлось восстанавливать заново. Пришлось восстанавливать и Школу Изящных Искусств, где преподавание велось по древней системе и знания в течении сотен лет передавались по цепи ученической преемственности —от учителя (Гуру)к ученику и так далее.
В камбоджийской традиции требуется двенадцать лет, чтобы человек мог стать музыкантом, певцом или танцором — шесть лет для изучения техники и еще шесть лет духовной подготовки, необходимой для правильного понимания и создания особой атмосферы представления, ведь как в Индии, так и во многих странах Индокитая театральное представление — это в первую очередь жертвоприношение богам, и лишь в последнюю — развлечение. Гуру считается хозяином, мастером и духовным учителем, перед каждым представлением проводится особый ритуал почитания Гуру, который называется Homrong, такое же название получил и этот диск, состоящий из десяти композиций, из которых семь — традиционные песни и мелодии от классических оркестровых пьес до свадебных и фольклорных песен, а оставшиеся три — современные аранжировки в традиционном стиле, созданные музыкантами, играющими на этой пластинке.
Тексты песен, исполняющихся под аккомпанемент оркестра традиционных инструментов, — это эпизоды индуистских эпических сказаний и героических легенд, поэмы о любви и красоте, современные песни посвящены недавнему страшному прошлому, возрождению Кампучии и призыву никогда не забывать о случившемся. Музыка весьма необычна для уха европейского слушателя, ее диссонансы могут произвести на неподготовленного слушателя впечатление некоторой какофонии, однако следует помнить, что стандарты красоты очень различны у разных рас и народов. Внимательнее вслушавшись, обнаруживаешь, что под поверхностным слоем кажущихся диссонансов скрываются тонкая и изящная мелодическая и очень сложная и изощренная ритмическая структура, понимаешь, что восприятие красоты исполнения находится в несколько ином измерении, отличном от стандартов европейского мелодизма или ритмической культуры африканских народов.
При некотором старании разница в восприятии становится условной и исчезает — в этом случае Вы наслаждаетесь музыкальным наследием древней культуры, в противном — остаетесь при своем невежестве... Выбор за Вами, но мой совет — всегда исследуйте то, что поначалу кажется Вам неприемлемым и слишком необычным, особенно в традиционной музыке. Бывает, что несколько раз прослушав вызвавшую шок и полное неприятие пластинку, понимаешь, насколько был не прав поначалу — такие диски могут со временем стать вашими любимыми. Постарайтесь соответствовать той культуре, музыку которой Вы хотите воспринять — почитайте религиозные, философские или эпические тексты, относящиеся к этой культуре, поинтересуйтесь ее историей, поэзией, изобразительным искусством — тогда Ваше сознание не будет захламлено совершенно не относящимися к делу вещами и стереотипами, как следствие, Вам легче будет понять и прочувствовать красоту и смысл этой музыки. Дерзайте!
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в ...
За подробностями биографии Гиоры Фейдмана и истории современных клезмеров рекомендую обратиться к № 7/99 «Jazz - Квадрата», где рецензировался его более поздний диск «Journey». Но для первого знакомства с творчеством этого ...
Один из виднейших современных клезмеров, кларнетист Гиора Фейдман пользуется большой популярностью у российских звукозаписывающих компаний. Вслед за «Stress Records» и «Landy Star» осуществила переиздание одного из его ...
Просто в «десятку» попали россияне, переиздавшие этот диск по лицензионному соглашению. Во-первых, Джо Пасс — выдающийся джазовый гитарист, один из виднейших мастеров мэйнстрима, что уже само по себе делает этот релиз весьма ...
Отнеся переиздание этого раннего альбома Джона Зорна к своей «еврейской серии», издатели действовали, так сказать, «по паспорту»: в соответствии с национальностью известного авангардиста. И, на мой взгляд, были неправы. С ...