Экзотическое название этого квинтета и его одноименного проекта тесно связано с японским фольклором. «Ямабико» в дословном переводе с японского – это «эхо». Но так японцы называли горных духов ёкай, передразнивавших на разные голоса путников, многократно отраженное от причудливой формы скал эхо они считали голосами этих духов. Такое японское название дали своему проекту, однако, не японцы, а пятеро немецких музыкантов, работающих преимущественно в сфере фри-джаза и неидиоматической импровизации.
Вместе они представляют собой своеобразный сплав разных поколений немецкого авангарда. Самый опытный в этом составе – кларнетист Мишель Пилц (р.1945), работающий в Yamabiko Quintet на бас-кларнете. Он играл в Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха, а первый собственный коллектив возглавил еще в 1972 году. На десятилетие моложе хорошо знакомый нашим читателям универсальный мастер игры на ударных инструментах Клаус Кугель (р. 1959) и трубач Райнер Винтершладен (р.1956), с одинаковым успехом играющий рок, фанк и джаз. В сфере джаза он работал со многими известными европейскими и американскими музыкантами, от Тони Оксли и Пи Ви Эллиса и до соотечественников Клауса Кенига и также хорошо знакомого нашим читателям Норберта Штайна. Самые «юные» в квинтете – это басист Кристиан Рамонд (р.1962), игравший, кстати, одно время в трио Пилца, и саксофонист Франк Пауль Шуберт (р. 1965), которого мы представляли нашим читателям сравнительно недавно в трио с Учихаши и Кугелем (см. index.pl?act=PRODUCT&id=6396).
В программу общего альбома по две композиции принесли Винтершладен и Кугель, по одной – Пилц и Шуберт, пьеса Cloudscape – плод коллективного творчества всех участников квинтета, а композицию Sandrinella написал японский трубач Итару Оки, в свое время игравший с Пилцем. Авторы разные, но на стилистическую цельность альбома в целом это повлияло мало. Сам состав Yamabiko Quintet с его тремя духовиками и двумя представителями ритм-группы, как бы подсказывает возможную фабулу каждого из треков. И действительно, на авансцене здесь Пилц, Шуберт и Винтершладен. Часто они играют в унисон, и тогда кажется, что это единый многоголосый инструмент, взаимодействующий в свободной манере с контрабасом и ударными. Но нередко когда соло одного музыканта, скажем, трубача подхватывается саксофоном или бас-кларнетом, оправдывая название квинтета (помните: ямабико – эхо). Несколько раз, в Sandrinella и в собственной пьесе A Glimpse Of Its Destination, весьма экспрессивно солирует на ударных Кугель. А моим персональным фаворитом альбома я бы назвал пьесу, которая, как все то же эхо, повторяет и название ансамбля, и название проекта – Yamabiko Пилца, где очень хорош во вступлении и сам автор.
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...