Экзотическое название этого квинтета и его одноименного проекта тесно связано с японским фольклором. «Ямабико» в дословном переводе с японского – это «эхо». Но так японцы называли горных духов ёкай, передразнивавших на разные голоса путников, многократно отраженное от причудливой формы скал эхо они считали голосами этих духов. Такое японское название дали своему проекту, однако, не японцы, а пятеро немецких музыкантов, работающих преимущественно в сфере фри-джаза и неидиоматической импровизации.
Вместе они представляют собой своеобразный сплав разных поколений немецкого авангарда. Самый опытный в этом составе – кларнетист Мишель Пилц (р.1945), работающий в Yamabiko Quintet на бас-кларнете. Он играл в Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха, а первый собственный коллектив возглавил еще в 1972 году. На десятилетие моложе хорошо знакомый нашим читателям универсальный мастер игры на ударных инструментах Клаус Кугель (р. 1959) и трубач Райнер Винтершладен (р.1956), с одинаковым успехом играющий рок, фанк и джаз. В сфере джаза он работал со многими известными европейскими и американскими музыкантами, от Тони Оксли и Пи Ви Эллиса и до соотечественников Клауса Кенига и также хорошо знакомого нашим читателям Норберта Штайна. Самые «юные» в квинтете – это басист Кристиан Рамонд (р.1962), игравший, кстати, одно время в трио Пилца, и саксофонист Франк Пауль Шуберт (р. 1965), которого мы представляли нашим читателям сравнительно недавно в трио с Учихаши и Кугелем (см. index.pl?act=PRODUCT&id=6396).
В программу общего альбома по две композиции принесли Винтершладен и Кугель, по одной – Пилц и Шуберт, пьеса Cloudscape – плод коллективного творчества всех участников квинтета, а композицию Sandrinella написал японский трубач Итару Оки, в свое время игравший с Пилцем. Авторы разные, но на стилистическую цельность альбома в целом это повлияло мало. Сам состав Yamabiko Quintet с его тремя духовиками и двумя представителями ритм-группы, как бы подсказывает возможную фабулу каждого из треков. И действительно, на авансцене здесь Пилц, Шуберт и Винтершладен. Часто они играют в унисон, и тогда кажется, что это единый многоголосый инструмент, взаимодействующий в свободной манере с контрабасом и ударными. Но нередко когда соло одного музыканта, скажем, трубача подхватывается саксофоном или бас-кларнетом, оправдывая название квинтета (помните: ямабико – эхо). Несколько раз, в Sandrinella и в собственной пьесе A Glimpse Of Its Destination, весьма экспрессивно солирует на ударных Кугель. А моим персональным фаворитом альбома я бы назвал пьесу, которая, как все то же эхо, повторяет и название ансамбля, и название проекта – Yamabiko Пилца, где очень хорош во вступлении и сам автор.
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...
Творческие пути-дороги американской вокалистки Гретчен Парлато и гитариста из африканского государства Бенин Лионеля Луэке частенько пересекались. Мир музыки стал наследственным даром для уроженки Лос-Анджелеса Гретчен Парлато: ее отец играл на басу ...
Музыканты со вкусом к авангардным поискам экспериментируют с разнообразными электронными звучаниями по всему миру. На сей раз представляем нашим читателям результат одного из таких экспериментов из Южной Америки, точнее – из Уругвая. Альбом Sierra ...
Канадская вокалистка из Торонто Хезер Лакхарт поет преимущественно песни собственного сочинения. В англоязычном мире такое сочетание принято называть singer-songwriter. Но у песен и манеры исполнения Хезер есть вполне четкая стилистическая ...