В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с сочным ярким звуком - и утонченная, специфичная эстетика прославленного мюнхенского лейбла не очень сочетались друг с другом. Нет, маэстро время от времени участвовал в записях на лейбле Манфреда Айхера, но только в качестве сайдмена – в записях Аберкромби, Мотяна, Марка Джонсона. Свои собственные проекты Джо Ловано почти всегда выпускал на Blue Note Records, и вот это как раз представлялось совершенно логичным.
Все началось в 2018 году, а развитие получило в 2019-м. В тот год Джо Ловано выпустил на ЕСМ дуэт с итальянским трубачом Энрико Равой, годом позже - с польским трио Марцина Василевского, еще два года спустя – дуэт с датским гитаристом Якобом Бро памяти покойного партнера Пола Мотяна (знаю, что по-английски более правильно писать Моушн, но сам Пол предпочитал более близкий его армянским корням вариант Мотян). В общем, с тех пор все новые релизы Ловано выходят у Айхера, причем эстетические взгляды Манфреда не изменились, а вот Джо стал, похоже, несколько иным.
А в уже упомянутый выше «год великого перелома» 2018-й на ЕСМ вышел альбом Trio Tapestry, где с Ловано играли пианистка Мэрилин Криспелл и ударник Кармин Кастальди. Вот уж кто всегда был ко двору на ЕСМ, так это Криспелл. Тяготеющая к авангарду пианистка, многолетняя соратница Энтони Брэкстона, она активно и успешно записывается на ЕСМ еще с середины 90-х. Что касается гораздо менее известного Кастальди, то это старый и верный друг Ловано, с которым они вместе начинали подростками в Кливленде, а позже оба италоамериканца прекрасно взаимодействовали в трибьюте Ловано исторической родине и ее оперному гению Viva Caruso (2002). Trio Tapestry так понравился всем, включая самих музыкантов, что название этого альбома Джо включил в название своего нового трио. Уже как Joe Lovano Trio Tapestry в 2020-м они выпустили Garden of Expresssion, а в этом году настал черед уже третьего альбома трио под названием, достойным то ли молитвы, то ли толстенного тупого романа эпохи соцреализма: Our Daily Bread.
Запись альбома проходила в излюбленной Манфредом Айхером из-за великолепной акустики Auditorio Stelio Molo RSI в швейцарском Лугано в мае 2022 года, сам шеф лейбла выступал в качестве продюсера. Восемь композиций альбома «Хлеб наш насущный» - это очень мелодичный и интеллектуальный джаз, преисполненный глубокой гармонии. Ловано перевоплотился в очень тонкого лирика, как на тенор-саксофоне, так и на тарогато, национальном венгерском деревянном духовом инструменте типа кларнета, на котором я слышу его уже не первый раз (здесь он солирует на тарогато в композиции Grace Notes). Криспелл замечательно «держит» строй каждой пьесы в диапазоне от современной камерной музыки до пост-колтрейновского духовного джаза – и в этом контексте название альбома (и соответствующей композиции) раскрывается в совершенно ином свете. Кастальди необычайно сдержан и чуток к движениям партнеров. Благодаря действительно прекрасному качеству записи, даже малейший шелест его щеточек звучит ясно и четко. Пьеса The Power Of Three своим названием словно отражает интеллектуальную и творческую мощь, проявленную Trio Tapestry. А открывает альбом другая пьеса с числительным в названии: All Twelve демонстрирует свободу самовыражения музыкантов в рамках двенадцатитонового контекста. В середину программы поставлена композиция One for Charlie, где Ловано на тенор-саксофоне играет без аккомпанемента очень грустную и красивую тему памяти старинного друга и партнера Чарли Хэйдена.
Возможно, чтобы лучше проникнуться духом этой работы, стоит прислушаться к словам Джо Ловано в его liner notes: «Это не тот бэнд, где все начинается с ритма. Импульс тут в мелодии и гармонической последовательности. А ритм в каждой из пьес развивается в духе свободного полета». Я не слышал два предыдущих альбома этого трио, но Our Daily Bread – это во всех смыслах настоящий ЕСМ-овский альбом. И большинство тех, кто его услышит, думаю, с таким выводом согласится.
«Можно считать, что теперь у Roz Vitalis – как у Кино и Metallica – тоже есть «Чёрный альбом», только не студийный, а «живой», гордо сообщает пресс-релиз в связи с выходом нового альбома петербургской группы Roz Vitalis. Запись эта была сделана на ...
Вроде бы немало работ петербургского ансамбля Roz Vitalis довелось мне слушать и обозревать в последние годы, но к собственному удивлению я обнаружил, что среди них пока не было ни одного студийного альбома. Даже знаковый юбилейный 20 Years – Alive ...
Имя «Рубим де Толедо» сразу выдает латинское происхождение его владельца. И действительно, корни этого музыканта – бразильские, но вырос и работает Рубим в Эдмонтоне, канадская провинция Альберта. Уже в 17 лет в качестве басиста он начал ...
По факту Subduing the Silence – дебютный альбом Рэйчи Ванг, но, слушая альбом, в это трудно поверить. Перед нами зрелая, оригинальная и очень интересная работа вокалистки с вполне сложившимся видением целей, которые она ставит на своем творческом ...
Еще древний грек Гераклит объяснил нам, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Можно ли считать деятельность трио Rymden попыткой опровергнуть это утверждение? На первый и не очень внимательный взгляд такая мысль может промелькнуть, но на ...
Столь громкие имена на обложке уже сами по себе привлекают внимание к проекту и заставляют ждать от Cosmic Unconsciousness Unplugged чего-то любопытного. Сразу скажу, в данном случае ожидания не будут напрасными. Сэм Ньюсам (р.1965) стабильно входит ...
Для ливанско-канадской барабанщицы и композитора Сана Кадуры Duality – уже второй альбом с собственным именем на обложке. Получив музыкальное образование в США и Канаде, Сана получила определенную известность на североамериканской джазовой сцене, ...
Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в ...
Мне кажется, одно присутствие в составе ансамбля Scatter такого мастера, как Фил Минтон, должно привлечь внимание поклонников свободной импровизационной музыки. Минтон (р.1940) – яркий представитель первой волны британского джазового авангарда, ...
И стиль оформления обложки, и большой звездный состав участников проекта, и тот же лейбл, подтверждают генетическую связь нового альбома басиста, композитора и продюсера из США Скотта Петито Many Worlds с его предыдущей работой Rainbow Gravity ...
2023-й год выдался весьма плодотворным для чикагского саксофониста и композитора Шона Максвелла. Весной он выпустил альбом Story at Eleven (его, как и многие другие из предыдущих десяти альбомов Максвелла мы комментировали на сайте и эти обзоры ...
Саксофонист и композитор из Чикаго Шон Максвелл нашим читателям хорошо знаком – мы освещаем его работы еще с самого первого альбома Originals , выпущенного в 2005 году. Но что значит «хорошо знаком»? Креативность музыканта и определяется тем, что в ...