В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с сочным ярким звуком - и утонченная, специфичная эстетика прославленного мюнхенского лейбла не очень сочетались друг с другом. Нет, маэстро время от времени участвовал в записях на лейбле Манфреда Айхера, но только в качестве сайдмена – в записях Аберкромби, Мотяна, Марка Джонсона. Свои собственные проекты Джо Ловано почти всегда выпускал на Blue Note Records, и вот это как раз представлялось совершенно логичным.
Все началось в 2018 году, а развитие получило в 2019-м. В тот год Джо Ловано выпустил на ЕСМ дуэт с итальянским трубачом Энрико Равой, годом позже - с польским трио Марцина Василевского, еще два года спустя – дуэт с датским гитаристом Якобом Бро памяти покойного партнера Пола Мотяна (знаю, что по-английски более правильно писать Моушн, но сам Пол предпочитал более близкий его армянским корням вариант Мотян). В общем, с тех пор все новые релизы Ловано выходят у Айхера, причем эстетические взгляды Манфреда не изменились, а вот Джо стал, похоже, несколько иным.
А в уже упомянутый выше «год великого перелома» 2018-й на ЕСМ вышел альбом Trio Tapestry, где с Ловано играли пианистка Мэрилин Криспелл и ударник Кармин Кастальди. Вот уж кто всегда был ко двору на ЕСМ, так это Криспелл. Тяготеющая к авангарду пианистка, многолетняя соратница Энтони Брэкстона, она активно и успешно записывается на ЕСМ еще с середины 90-х. Что касается гораздо менее известного Кастальди, то это старый и верный друг Ловано, с которым они вместе начинали подростками в Кливленде, а позже оба италоамериканца прекрасно взаимодействовали в трибьюте Ловано исторической родине и ее оперному гению Viva Caruso (2002). Trio Tapestry так понравился всем, включая самих музыкантов, что название этого альбома Джо включил в название своего нового трио. Уже как Joe Lovano Trio Tapestry в 2020-м они выпустили Garden of Expresssion, а в этом году настал черед уже третьего альбома трио под названием, достойным то ли молитвы, то ли толстенного тупого романа эпохи соцреализма: Our Daily Bread.
Запись альбома проходила в излюбленной Манфредом Айхером из-за великолепной акустики Auditorio Stelio Molo RSI в швейцарском Лугано в мае 2022 года, сам шеф лейбла выступал в качестве продюсера. Восемь композиций альбома «Хлеб наш насущный» - это очень мелодичный и интеллектуальный джаз, преисполненный глубокой гармонии. Ловано перевоплотился в очень тонкого лирика, как на тенор-саксофоне, так и на тарогато, национальном венгерском деревянном духовом инструменте типа кларнета, на котором я слышу его уже не первый раз (здесь он солирует на тарогато в композиции Grace Notes). Криспелл замечательно «держит» строй каждой пьесы в диапазоне от современной камерной музыки до пост-колтрейновского духовного джаза – и в этом контексте название альбома (и соответствующей композиции) раскрывается в совершенно ином свете. Кастальди необычайно сдержан и чуток к движениям партнеров. Благодаря действительно прекрасному качеству записи, даже малейший шелест его щеточек звучит ясно и четко. Пьеса The Power Of Three своим названием словно отражает интеллектуальную и творческую мощь, проявленную Trio Tapestry. А открывает альбом другая пьеса с числительным в названии: All Twelve демонстрирует свободу самовыражения музыкантов в рамках двенадцатитонового контекста. В середину программы поставлена композиция One for Charlie, где Ловано на тенор-саксофоне играет без аккомпанемента очень грустную и красивую тему памяти старинного друга и партнера Чарли Хэйдена.
Возможно, чтобы лучше проникнуться духом этой работы, стоит прислушаться к словам Джо Ловано в его liner notes: «Это не тот бэнд, где все начинается с ритма. Импульс тут в мелодии и гармонической последовательности. А ритм в каждой из пьес развивается в духе свободного полета». Я не слышал два предыдущих альбома этого трио, но Our Daily Bread – это во всех смыслах настоящий ЕСМ-овский альбом. И большинство тех, кто его услышит, думаю, с таким выводом согласится.
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...
Творческие пути-дороги американской вокалистки Гретчен Парлато и гитариста из африканского государства Бенин Лионеля Луэке частенько пересекались. Мир музыки стал наследственным даром для уроженки Лос-Анджелеса Гретчен Парлато: ее отец играл на басу ...
Музыканты со вкусом к авангардным поискам экспериментируют с разнообразными электронными звучаниями по всему миру. На сей раз представляем нашим читателям результат одного из таких экспериментов из Южной Америки, точнее – из Уругвая. Альбом Sierra ...
Канадская вокалистка из Торонто Хезер Лакхарт поет преимущественно песни собственного сочинения. В англоязычном мире такое сочетание принято называть singer-songwriter. Но у песен и манеры исполнения Хезер есть вполне четкая стилистическая ...
Финский авангардный гитарист и композитор Хейкки Руокангас (р.1987) живет и работает в городе Оулу. Надо сказать, авангардист он своеобразный, поскольку отнюдь не отвергает сложившиеся джазовые традиции и, одновременно, во многом опирается в своих ...
Аргентинский джазмен Эрнан Кассиба (р.1989), выпускник консерватории им. Мануэля де Фалья, хорошо известен прежде всего у себя в стране. Басист, композитор и аранжировщик, он участвует в многочисленных коллаборациях с отечественными и зарубежными ...
Иларио Дюран (р.1953) уже довольно давно живет в Торонто, но и в Канаде мелодии и ритмы родной Кубы составляют основу творчества этого пианиста, композитора и бэнд-лидера. В Гаване он учился в Национальной консерватории Амадео Рольдан и работал в ...
Макс Збирал-Теллер родился в Чикаго, Мото Фукусима родился в японском городе Кобе, а встретились они в Бруклине, в Нью-Йорке, где основали в 2008 году группу House of Waters. Каждый из них был уже сложившимся музыкантом с определенным бэкграундом, ...