У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень знаменит. Популярностью Чемберс-ударник существенно уступает таким представителям своего поколения, как Билли Кобэм, Тони Уильямс или Джек ДеДжонетт. Но в истории джаза его имя останется наверняка, потому что именно Чемберс оказывался идеальным партнером для Уэйна Шортера и Фредди Хаббарда, Эрика Дольфи и Чарли Мингуса, Сонни Роллинса и Джо Хендерсона, Арта Фармера и Макса Роуча, участвуя в их записях. Но за весь многолетний период работы в джазе (Чемберс родился в 1942 году, начал активно выступать в 60-х годах и активен по сей день) он записал всего полтора десятка альбомов со своим именем на обложке. Да, Чемберс больше незаменимый сайдмэн, чем авторитетный лидер, тем не менее, и авторские работы Джо по-своему интересны. В последние годы Чемберс возобновил роман с известнейшим лейблом Blue Note Records. Впервые его альбом с этим логотипом появился еще в прошлом веке (Mirrors, 1998), а в 2021 году, почти четверть века спустя, он записал здесь Samba de Maracatu. Новый, третий по счету, альбом Джо Чемберса Dance Kobina тематически продолжает предыдущий проект, вновь исследуя связь джаза с музыкой Латинской Америки.
Если в Samba de Maracatu в центре его внимания оказалась бразильская самба, причем не самба «вообще», а тот ее вариант, который распространен в северном штате Пернамбуку, где сильно влияние западноафриканских ритмов, то в Dance Kobina Чемберс обратил свое внимание на кубинскую румбу, и опять-таки на конкретную ее разновидность под названием гуагуанко. Не хочу притворяться тонким знатоком нюансов афро-кубинской музыки, но, если слушая альбом, вы обратите внимание на сложные и разнообразные ритмические рисунки каждой пьесы (всего их в альбоме девять), то там будут и ритмы гуагуанко, и африканские мотивы. Благо, ритмика в этих записях очень богата. Чемберс везде работает за ударной установкой, а в 4 треках еще и на вибрафоне, но и квалифицированных помощников, прежде всего по ритмической части у него хватает.
Альбом записывался в две сессии: одна – в Нью-Йорке, другая в Монреале. В американской части Чемберс организовал классическое фортепьянное трио с пианистом Риком Джермансоном и басистом Марком Левандовски, к которому присоединялись альт-саксофонист Марвин Картер и кубинский перкуссионист Эмилио Вальдес Кортес (куда ж в таком альбоме без кубинца!). В Канаде его сопровождали музыканты тех же специальностей, только люди были другие. Из них особо надо отметить пианиста Андреса Виаля, не только со-продюсера проекта, но и автора двух композиций, включая титульную, а также колоритного конголезца Эли Миллера Мабунгу, игравшего на истинно африканском инструменте – барабанах нгома. Кстати, и в названии альбома присутствует определенный трибьют Африке: Kobina на языке народа лингала, проживающего в Конго, это слово значит «танцевать».
Из девяти пьес альбома сам Чемберс сочинил четыре, помимо пьес Виаля в программу вошли также три кавера. Один из них открывает альбом: это композиция Курта Вайля и Айры Гершвина This Is New, которую Чемберс впервые играл еще в 1966 году на самом первом альбоме Чика Кориа Tones for Joan’s Bones и с тех пор исполнял множество раз. Но на то и джаз, чтобы в версии со своим нью-йоркским трио Чемберс сразу усилил афро-латинские акценты в этой композиции. Румба царствует и в собственной пьесе Чемберса Caravanserai, и в композиции Джо Хендерсона с ленноновским названием Power to the People. Впрочем, есть в программе и вещи, где пост-боповая основа хороша и практически без афро-кубинских приправ – например, композиция Виаля City of Saints, посвященная его родному Монреалю, или лаконичный финишный трек Moon Dancer. А в целом, если говорить о потенциальном адресате этого альбома, Dance Kobina должна прийтись по душе тем, кто любит сочетание пост-бопового мэйнстрима с элементами латинской (в данном случае афро-кубинской) музыки, которое Чемберс с партнерами постарался сделать как минимум не тривиальным. Ну и, конечно же, стоит послушать, как Джо играет в свои восемьдесят лет: с порохом в пороховницах у этого ветерана все в порядке!
Под названием, более приличествующим какому-нибудь death metal бэнду, перед нами предстает со своим седьмым по счету альбомом Nightjar австралийский ансамбль из Сиднея со своей довольно богатой историей и своим подходом к творчеству. Что греха ...
У Тима Рэя богатая джазовая биография. Много лет он сотрудничал с Тони Бенеттом в качестве музыкального директора. Тим играл со многими известными людьми из мира джаза и поп-музыки, участвовал в более, чем ста записях. Любимый формат Рэя – трио, ...
Уроженец Портленда, Орегон Таунер Галахер увлекся музыкой в 9 лет, посмотрев то самое знаменитое шоу Эда Салливена, в котором американцы впервые увидели Beatles. Похоже, самое сильное впечатление на мальчика произвел Ринго Старр, потому что ...
Ручаюсь, вы не таким представляли себе эстонский фолк! Трио Trad.Attack! разрушает до основания все стереотипы – и с большим успехом. У этой группы, образовавшейся в 2013 году, на счету аж 29 различных музыкальных наград в своей стране и четыре ...
Новейший релиз немецкого лейбла Nemu Records, который еще только должен состояться. Название проекта полностью отражает его характер – формат ансамбля действительно квинтет, и квинтет этот действительно трансатлантический. Две его трети представляют ...
Вторая для нашего сайта встреча с вьетнамским музыкантом Три Нгуеном – и разительно непохожая на первую и по инструментарию, и по контенту, и по настроению. Альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh был издан ARC Music в 2019 году и ...
Примерно год назад мне уже доводилось комментировать на этих электронных страницах альбом трио Тайшона Сори Mesmerism (2022). Желающие могут найти на сайте тот текст и познакомиться с некоторыми подробностями творческой биографии весьма заметного ...
Приходят порой на сайт линки, открывающие для тебя целую неизведанную страну, обширную, с богатой историей и кипучей современностью. Так получилось и в данном случае. Российские коллективы и отдельные исполнители – не редкие у нас гости, но с ...
Джаз, настоящий полнокровный джаз из Восточной Азии. Всем рекомендую послушать Music for the River Jazz Suite: The Spirit of Love River & Mississippi River и оценить, как это делают на Тайване. Создатель альбома – басист и композитор Винсент Хсу ...
«Варианты» - так назвал свою новую работу уже знакомый нашим читателям по своим предыдущим работам гитарист из Санкт-Петербурга Виталий Овчинников. Сфера его творческих интересов, судя по этим работам (я имею ввиду альбомы Displacements (2021, в ...
Когда в конце 2022 года появился альбом питерского авангардного дуэта Лучанский – Овчинников Language Of Mismatch, это можно было посчитать разовой акцией. Ну, встретились летом 2022 года в стенах кластера «Вавилов Лофт» два известных музыканта, ...
Владимира Михайлова мне впервые довелось услышать в 2020 году на альбоме I Am a Stranger in the Earth его совместного с Иваном Розмаинским проекта Rozmainsky & Mikhaylov Project, чаще именуемого сокращенно RMP. Уже тогда очень приятное впечатление ...