У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень знаменит. Популярностью Чемберс-ударник существенно уступает таким представителям своего поколения, как Билли Кобэм, Тони Уильямс или Джек ДеДжонетт. Но в истории джаза его имя останется наверняка, потому что именно Чемберс оказывался идеальным партнером для Уэйна Шортера и Фредди Хаббарда, Эрика Дольфи и Чарли Мингуса, Сонни Роллинса и Джо Хендерсона, Арта Фармера и Макса Роуча, участвуя в их записях. Но за весь многолетний период работы в джазе (Чемберс родился в 1942 году, начал активно выступать в 60-х годах и активен по сей день) он записал всего полтора десятка альбомов со своим именем на обложке. Да, Чемберс больше незаменимый сайдмэн, чем авторитетный лидер, тем не менее, и авторские работы Джо по-своему интересны. В последние годы Чемберс возобновил роман с известнейшим лейблом Blue Note Records. Впервые его альбом с этим логотипом появился еще в прошлом веке (Mirrors, 1998), а в 2021 году, почти четверть века спустя, он записал здесь Samba de Maracatu. Новый, третий по счету, альбом Джо Чемберса Dance Kobina тематически продолжает предыдущий проект, вновь исследуя связь джаза с музыкой Латинской Америки.
Если в Samba de Maracatu в центре его внимания оказалась бразильская самба, причем не самба «вообще», а тот ее вариант, который распространен в северном штате Пернамбуку, где сильно влияние западноафриканских ритмов, то в Dance Kobina Чемберс обратил свое внимание на кубинскую румбу, и опять-таки на конкретную ее разновидность под названием гуагуанко. Не хочу притворяться тонким знатоком нюансов афро-кубинской музыки, но, если слушая альбом, вы обратите внимание на сложные и разнообразные ритмические рисунки каждой пьесы (всего их в альбоме девять), то там будут и ритмы гуагуанко, и африканские мотивы. Благо, ритмика в этих записях очень богата. Чемберс везде работает за ударной установкой, а в 4 треках еще и на вибрафоне, но и квалифицированных помощников, прежде всего по ритмической части у него хватает.
Альбом записывался в две сессии: одна – в Нью-Йорке, другая в Монреале. В американской части Чемберс организовал классическое фортепьянное трио с пианистом Риком Джермансоном и басистом Марком Левандовски, к которому присоединялись альт-саксофонист Марвин Картер и кубинский перкуссионист Эмилио Вальдес Кортес (куда ж в таком альбоме без кубинца!). В Канаде его сопровождали музыканты тех же специальностей, только люди были другие. Из них особо надо отметить пианиста Андреса Виаля, не только со-продюсера проекта, но и автора двух композиций, включая титульную, а также колоритного конголезца Эли Миллера Мабунгу, игравшего на истинно африканском инструменте – барабанах нгома. Кстати, и в названии альбома присутствует определенный трибьют Африке: Kobina на языке народа лингала, проживающего в Конго, это слово значит «танцевать».
Из девяти пьес альбома сам Чемберс сочинил четыре, помимо пьес Виаля в программу вошли также три кавера. Один из них открывает альбом: это композиция Курта Вайля и Айры Гершвина This Is New, которую Чемберс впервые играл еще в 1966 году на самом первом альбоме Чика Кориа Tones for Joan’s Bones и с тех пор исполнял множество раз. Но на то и джаз, чтобы в версии со своим нью-йоркским трио Чемберс сразу усилил афро-латинские акценты в этой композиции. Румба царствует и в собственной пьесе Чемберса Caravanserai, и в композиции Джо Хендерсона с ленноновским названием Power to the People. Впрочем, есть в программе и вещи, где пост-боповая основа хороша и практически без афро-кубинских приправ – например, композиция Виаля City of Saints, посвященная его родному Монреалю, или лаконичный финишный трек Moon Dancer. А в целом, если говорить о потенциальном адресате этого альбома, Dance Kobina должна прийтись по душе тем, кто любит сочетание пост-бопового мэйнстрима с элементами латинской (в данном случае афро-кубинской) музыки, которое Чемберс с партнерами постарался сделать как минимум не тривиальным. Ну и, конечно же, стоит послушать, как Джо играет в свои восемьдесят лет: с порохом в пороховницах у этого ветерана все в порядке!
Все складывается на редкость удачно для Линды Мэй Хан О в 2023-м. В феврале – приятная новость о первой в ее карьере премии Грэмми. Правда, золотой граммофончик за лучший джазовый инструментальный альбом пришлось делить с Крис Дэвис, Николасом ...
Проекта, подобного этому я ждал давно. Мне всегда казалось странным, что если джазовые музыканты многократно обращались к интерпретациям музыки Beatles , то проектов, посвященных музыке Пола Саймона, мне ранее встречать не доводилось. Заранее ...
Любой мало-мальски интересующийся джазом человек, ознакомившись с названием этого альбома, сразу обратит внимание на его сходство со знаменитым Bitches Brew. И сходство это не случайно. В 2019 году исполнилось пятьдесят лет с тех пор, как «Черный ...
Несмотря на свою «островную» фамилию, итальянский музыкант и композитор электронной музыки Луи Сицилиано родился в материковой части страны: он появился на свет в Неаполе в 1975 году. Сицилиано очень много работает для кино, телевидения, театра, ...
Ирландия дала мировой культуре целое созвездие величайших писателей – от Свифта и Бернарда Шоу до Джойса и Бекета. Хватает знаменитостей ирландского происхождения и в сфере рок-музыки: вспомним хотя бы Боно. А вот в джазе ирландцы как-то не на ...
Рассказ об этом релизе приходится начинать не с музыки, а с истории, географии и этнографии. Lowcountry или «Низкая страна» (почти Нидерланды) – так называют в США участок побережья от юга Северной Каролины до севера Флориды с прилегающими ...
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...