У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень знаменит. Популярностью Чемберс-ударник существенно уступает таким представителям своего поколения, как Билли Кобэм, Тони Уильямс или Джек ДеДжонетт. Но в истории джаза его имя останется наверняка, потому что именно Чемберс оказывался идеальным партнером для Уэйна Шортера и Фредди Хаббарда, Эрика Дольфи и Чарли Мингуса, Сонни Роллинса и Джо Хендерсона, Арта Фармера и Макса Роуча, участвуя в их записях. Но за весь многолетний период работы в джазе (Чемберс родился в 1942 году, начал активно выступать в 60-х годах и активен по сей день) он записал всего полтора десятка альбомов со своим именем на обложке. Да, Чемберс больше незаменимый сайдмэн, чем авторитетный лидер, тем не менее, и авторские работы Джо по-своему интересны. В последние годы Чемберс возобновил роман с известнейшим лейблом Blue Note Records. Впервые его альбом с этим логотипом появился еще в прошлом веке (Mirrors, 1998), а в 2021 году, почти четверть века спустя, он записал здесь Samba de Maracatu. Новый, третий по счету, альбом Джо Чемберса Dance Kobina тематически продолжает предыдущий проект, вновь исследуя связь джаза с музыкой Латинской Америки.
Если в Samba de Maracatu в центре его внимания оказалась бразильская самба, причем не самба «вообще», а тот ее вариант, который распространен в северном штате Пернамбуку, где сильно влияние западноафриканских ритмов, то в Dance Kobina Чемберс обратил свое внимание на кубинскую румбу, и опять-таки на конкретную ее разновидность под названием гуагуанко. Не хочу притворяться тонким знатоком нюансов афро-кубинской музыки, но, если слушая альбом, вы обратите внимание на сложные и разнообразные ритмические рисунки каждой пьесы (всего их в альбоме девять), то там будут и ритмы гуагуанко, и африканские мотивы. Благо, ритмика в этих записях очень богата. Чемберс везде работает за ударной установкой, а в 4 треках еще и на вибрафоне, но и квалифицированных помощников, прежде всего по ритмической части у него хватает.
Альбом записывался в две сессии: одна – в Нью-Йорке, другая в Монреале. В американской части Чемберс организовал классическое фортепьянное трио с пианистом Риком Джермансоном и басистом Марком Левандовски, к которому присоединялись альт-саксофонист Марвин Картер и кубинский перкуссионист Эмилио Вальдес Кортес (куда ж в таком альбоме без кубинца!). В Канаде его сопровождали музыканты тех же специальностей, только люди были другие. Из них особо надо отметить пианиста Андреса Виаля, не только со-продюсера проекта, но и автора двух композиций, включая титульную, а также колоритного конголезца Эли Миллера Мабунгу, игравшего на истинно африканском инструменте – барабанах нгома. Кстати, и в названии альбома присутствует определенный трибьют Африке: Kobina на языке народа лингала, проживающего в Конго, это слово значит «танцевать».
Из девяти пьес альбома сам Чемберс сочинил четыре, помимо пьес Виаля в программу вошли также три кавера. Один из них открывает альбом: это композиция Курта Вайля и Айры Гершвина This Is New, которую Чемберс впервые играл еще в 1966 году на самом первом альбоме Чика Кориа Tones for Joan’s Bones и с тех пор исполнял множество раз. Но на то и джаз, чтобы в версии со своим нью-йоркским трио Чемберс сразу усилил афро-латинские акценты в этой композиции. Румба царствует и в собственной пьесе Чемберса Caravanserai, и в композиции Джо Хендерсона с ленноновским названием Power to the People. Впрочем, есть в программе и вещи, где пост-боповая основа хороша и практически без афро-кубинских приправ – например, композиция Виаля City of Saints, посвященная его родному Монреалю, или лаконичный финишный трек Moon Dancer. А в целом, если говорить о потенциальном адресате этого альбома, Dance Kobina должна прийтись по душе тем, кто любит сочетание пост-бопового мэйнстрима с элементами латинской (в данном случае афро-кубинской) музыки, которое Чемберс с партнерами постарался сделать как минимум не тривиальным. Ну и, конечно же, стоит послушать, как Джо играет в свои восемьдесят лет: с порохом в пороховницах у этого ветерана все в порядке!
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...
Британский гитарный проект Пита Оксли и Николаса Мейера (он швейцарец, но уже давно живет и работает в Англии) выпускает в мае свой пятый по счету альбом Mercurial Indigo. Наши читатели уже имели удовольствие встречаться с предыдущими работами Оксли ...
Новая встреча с музыкантом, уже «светившимся» на наших страницах. Петролио – это артистический ник итальянского музыканта Энрико Черрато, под которым он выступает в 2015 года. Петролио – частый участник разнообразных фестивалей авангардной музыки, ...
Боюсь, в этом тексте история заметно потеснит музыку – уж больно специфична тематика альбома The Irish Revolution , нового релиза в каталоге британского лейбла ARC Music . Его история такова. В 2019 году ирландское телевидение показало ...
Благодаря релизам лейбла Intonema, возглавляемого Ильей Белоруковым, наши читатели не раз встречались с работами этого петербургского музыканта, сферой интересов которого являются свободная импровизация и электронная экспериментальная музыка. ...
И название альбома Ребекки Хеннесси Joy Will Find Us («Радость найдет нас»), и обложка, где мальчик играет с собственной тенью на стене, по-видимому, в ясный солнечный день, настраивает на позитивный лад. Да и сам альбом, коллекция новых песен ...
На этот раз наше джазовое путешествие по Канаде с Orange Grove Publicity ведет в Калгари, крупнейший город провинции Альберта. Именно здесь уже шесть лет работает джазовый коллектив Redline Trio , в который входят саксофонист Марк ДеДжонг, басист ...
Обложка этого альбома кажется выполненной по лекалам ЕСМ: минималистичность, экзистенциальная статика, холод. Но обложки бывают обманчивы: в музыке, которая спрятана под этой обложкой много света и тепла, много динамики, много воздуха, много типично ...
Свой предыдущий альбом Whenever You’re Starting From пианист и композитор из Чикаго Роб Клирфилд выпустил еще в доковидную эру, в 2018 году. Тот альбом сольных фортепьянных импровизаций мне довелось обозревать для нашего сайта и, среди прочего, там ...
Впервые «Парад мошенников» (именно так переводится название группы чикагского альт-саксофониста и композитора Грега Уорда) мы наблюдали в 2019 году, когда увидел свет альбом Stomping Off From Greenwood. Издан он был лейблом Greenleaf Music. Новый ...
С молодой вокалисткой из Монреаля Роксаной Редди наши читатели уже имели возможность познакомиться совсем недавно по дебютному альбому ансамбля Greenhouse Ensemble под названием Rez-de-chaussée. И вот, почти сразу подоспел уже сольный дебют Редди – ...
«Можно считать, что теперь у Roz Vitalis – как у Кино и Metallica – тоже есть «Чёрный альбом», только не студийный, а «живой», гордо сообщает пресс-релиз в связи с выходом нового альбома петербургской группы Roz Vitalis. Запись эта была сделана на ...