Свой предыдущий альбом Whenever You’re Starting From пианист и композитор из Чикаго Роб Клирфилд выпустил еще в доковидную эру, в 2018 году. Тот альбом сольных фортепьянных импровизаций мне довелось обозревать для нашего сайта и, среди прочего, там отмечалась явное тяготение этого очень лиричного и тонкого музыканта к академическим формам. Тем более это наблюдение подходит для его новой, пятой по счету, работы Ashes and Diamonds. Между двумя альбомами Клирфилда произошло много событий – и в мире, и в личной жизни Роба. Он переехал в Европу, сейчас живет в Марселе, что не мешает ему много гастролировать и выступать и в Штатах, и в Старом Свете. А мир, мир пережил пандемию Ковид-19, и этот факт оказал серьезное влияние на Клирфилда, также переболевшего этим вирусом. Размышления над этим тяжелом испытанием для всего человечества и дали толчок к созданию его нового проекта.
Ashes and Diamonds – первая полностью авторская работа Роба Клирфилда. Это сюита, связанная единой темой, а ее части носят подчеркнуто академические названия, вроде Adagio или Passacaglia. Сам же альбом, как считают авторы пресс-релиза, обязан своим названием великому фильму польского режиссера Анджея Вайды «Пепел и алмаз» (1958). Но если копнуть глубже, и заглянуть в выпущенный вместе с альбомом 84-страничный электронный буклет, то мы обнаружим там первоисточник: фрагмент стихов польского поэта Циприана Норвида, из которых позаимствовал название своей ленты и сам Вайда.
Клирфилда в истории с пандемией более всего потрясла ее внезапность: ««Мы жили своей жизнью, делали свое дело, а потом БАЦ: ваша повседневная жизнь совершенно изменилась, и, вероятно, ваша сфера деятельности резко изменилась в одночасье, или вы внезапно потеряли близких, или тяжелый случай вируса навсегда изменил ваше здоровье, или вы больше не можете зарабатывать деньги, или, может быть, вы просто реагируете на то, как ваши знакомые сталкиваются с этими внезапными проблемами. Некоторым из нас пришлось довольно быстро решить, что нам с этим делать. Это не набор выборов, к которым мы могли бы подготовиться. И многие люди проходят через это одновременно; что усиливает хаос и неопределенность». Все эти размышления и стали основой самого на сегодняшний день большого сочинения Клирфилда: сюита в пяти частях на 47 минут звучания.
Музыку эту Роб записывал в формате квартета с участием хорошо знакомых ему партнеров: альт-саксофониста Грега Уорда, басиста Сэма Вебера и ударника Куина Кирхнера. Это большая и серьезная работа, отражающая еще больший дрейф Клирфилда в сторону музыки академической, по крайней мере по части формы и структуры. Здесь не обойдешься одним треком, чтобы составить представление об Ashes and Diamonds, эту музыку надо слушать целиком и слушать внимательно. Но джаз также никуда не исчез: достаточно оценить сольные партии Уорда или почти фри-джазовый диалог фортепьяно Клирфилда и ударных Кирхнера в финальной части Furioso. Можно согласиться с оценкой, которую дает музыке Клирфилда Джек Уолтон из South Bend Tribune: « Это музыка в равной степени очень личная и очень экспрессивная. Это звучание плохо поддается классификации, здесь интеллект и вдохновение, уравновешенные отменной техникой, создают музыку, пропитанную своего рода алхимией».
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...