nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Benjamin Koppel - White Buses. Passage to Freedom

Benjamin Koppel - White Buses. Passage to Freedom

Комментировать этот проект датского саксофониста и композитора Бенджамина Коппеля необходимо, начиная издалека, вспоминая времена Второй мировой войны. На земле, где я живу, в Беларуси, она оставила особо страшный след. Оккупационный нацистский режим вел здесь тотальное уничтожение евреев, в маленьких местечках – немедленное, сразу после их захвата, в больших городах – постепенное, в гетто, уничтожались цыгане, нацисты и их пособники сожгли тысячи белорусских деревень, половину из них – вместе с жителями. В лагере смерти Тростенец под Минском, четвертом по масштабам уничтожения в Европе, нашли свою смерть тысячи мирных граждан, военнопленных, а евреев для уничтожения сюда вывозили даже из Австрии и Германии. Но не везде оккупационный режим был таким. Самый мягкий характер он носил в Дании, где нацисты сохранили для датчан некое самоуправление. Не буду вспоминать хорошо известную историю спасения и переброски в Швецию большинства датских евреев в 1943 году (был среди них и дед Бенджамина, композитор Герман Давид Коппель). Но даже для 645 евреев, вывезенных нацистами в «образцовое» гетто в чешском Терезине, датские власти добились обещания не отправлять их для уничтожения далее на Восток.

В самом конце войны, в марте-апреле 1945 года, шведскому Красному Кресту и его вице-президенту графу Фольке Бернадотту в результате переговоров с нацистскими бонзами, уже чувствовавшими неминуемый крах, удалось добиться согласия на эвакуацию в Швецию узников концлагерей-граждан Дании и Норвегии. Через всю оккупированную часть Европы потянулись специально выкрашенные в белый цвет автобусы со знаками Красного Креста. Вся экспедиция была организованы шведскими добровольцами, на финальном этапе переправки в Швецию активно помогали операции и датские волонтеры. В результате, по разным данным, удалось спасти от 15 до 20 тысяч узников, и не только скандинавов, а граждан около 20 стран. Были спасены из Терезина и 425 датских евреев (все эти данные приводит в своих liner notes датский историк Бо Лидегаард). Эта операция стала достоянием истории, которую многие склонны забывать. Увы, до знакомства с альбомом White Buses. Passage to Freedom не знал о ней и я.

Бенджамину Коппелю сейчас 49 лет, он родился уже в 70-е годы, но «пепел Клааса стучит в его сердце». Коппель не забывает историю войны, переплетенную с историей его собственной семьи. Его джазовая сюита, где музыка перемежается короткими репликами участников операции «Белые автобусы», производит сильнейшее эмоциональное потрясение. Средствами музыки Коппелю удалось рассказать эту волнующую историю. Альбом Бенджамин записывал в Нью-Йорке, собрав для этого проекта команду музыкантов экстра-класса, среди которых многократный лауреат Грэмми, мексиканский ударник Антонио Санчес, один из ярчайших мастеров нью-йоркской даунтаун-сцены пианист Ури Кейн, старый партнер Коппеля, басист Скотт Колли, хорватско-американская вокалистка Тана Алекса, чей вклад в саунд альбома трудно переоценить. Партию виолончели исполнил единственный в ансамбле не джазовый музыкант, солист датского Национального симфонического оркестра Хенрик Дам Томсен. И, конечно, центральную роль в большинстве треков играет саксофон автора этого проекта. А своеобразным и эпиграфом, и послесловием к альбому можно считать реплику одного из переживших эту операцию: «Дьявол сидит под кожей любого человека – берегитесь, он никуда не исчезает!» Увы, в наши дни он все чаще вырывается наружу…

© & (p) 2023 Cowbell Music

33 tks / 47 mins

(Benjamin Koppel - sax; Thana Alexa – voc; Uri Caine – p; Scott Colley – b; Henrik Dam Thomsen – cello; Søren Møller – keyb; Antonio Sánchez – dr;)

Диск предоставлен hubtone PR

Леонид АУСКЕРН



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Дания, Мексика, США, Хорватия
музыкальный стиль
современный джаз





Ещё из раздела издано в 2023 г.

  • стиль: этно
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
  • стиль: джаз
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
  • стиль: джаз
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
  • стиль: джаз
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
  • стиль: джаз
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
  • стиль: джаз
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
  • стиль: джаз
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
  • стиль: джаз
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
  • стиль: джаз
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
  • стиль: джаз
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
  • стиль: этно
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
  • стиль: джаз
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com