Tanya Ekanayaka - 18 Piano Sutras & 25 South Asian Pianisms
12.03.2023
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани Эканаяка поражает и своим масштабом, и оригинальностью замысла, одновременно являясь, пожалуй, ее самой значительной на сегодняшний день работой, как бы подводящей итог всему ранее сделанному.
Таня Эканаяка происходит из смешанной, англо-сингальской семьи. Она выросла в окружении живописных горных пейзажей Канди, древней столицы Шри Ланки. Уже в пять лет Таня начала играть на фортепьяно, в 12 – впервые выступила перед публикой, а уже в 16 – дала концерт вместе с симфоническим оркестром Шри Ланки в качестве победителя серьезного творческого конкурса. С тех пор она, параллельно продолжая учебу, выступала во многих странах Европы, Азии и Америки. Однако, сфера ее интересов не ограничивается музыкой, Таню увлекает также литература, лингвистика, этномузыкология. В последних двух сферах она получила докторскую степень в университете Эдинбурга. Эканаяка всегда дает только сольные концерты и записи ее тоже только сольные. Она стала первым композитором из Шри Ланки, чью музыку издают иностранные лейблы. В музыкальном творчестве ее работы, особенно та, о которой идет речь, объединяют все сферы ее интересов. Этот двойной альбом называется 18 Piano Sutras & 25 South Asian Pianisms. Все 43 композиции были сочинены Таней в 2021-2022 годах и записаны в мае 2022 года. Первый диск альбома посвящен тем самым «18-ти фортепьянным сутрам», а второй – «25-ти южноазиатским пианизмам». Что это такое?
Фортепьянными сутрами Таня называет 18 своих фортепьянных пьес, каждая из которых названа на одном из находящихся под угрозой исчезновения языках небольших народов и племен из разных уголков нашей планеты. Лирику, созданную этими народами, она передает исключительно средствами музыки, причем в рамках музыки академической. О каждом треке Таня подробно рассказывает в liner notes альбома. Так, открывает альбом композиция Yelimu, что в переводе с пулуват, языка одного из народов Микронезии, означает «Пятница». Ее сменяет пьеса Ruyanpe («Дождь» на языке айнов, коренного и почти исчезнувшего народа Японии). Племена индейцев Амазонии, горные племена Эфиопии, ведды, древнейший народ Шри Ланки на своих языках представлены в этом альбоме. Есть здесь пьесы, посвященные языкам малых народов с пост-советского пространства также: Tolou («Дикий северный олень») – это крохотная община юкагиров, сохранившаяся в районе Колымы на северо-востоке Сибири, Anlamach («Понимание») – это слово из языка караимов, Pavaz («Счастье») – так звучит это слово на языке мокша, части мордовского народа. Есть на первом диске и одна композиция с названием на мертвом, ныне не существующем согдийском языке: Tunder («Гром»). Когда-то, в эпоху китайской империи Тан этот язык был рабочим для купцов, двигавшихся по Великому Шелковому Пути…
Пьесы второго диска Эканаяка определяет, как «пианизмы»: в среднем они несколько короче композиций с первого диска и собраны эти пьесы по другому принципу. Здесь звучит во все той же академической манере по несколько композиций, представляющих разные народы ряда стран Южной Азии: Бутана, Непала, Пакистана, Мальдивских островов, Афганистана, Бангладеш, Индии и, наконец, родной для Тани Шри-Ланки – тут есть и тамильские, и сингальские, и малайские названия. Кстати, Эканаяка одной из первых после долгой и кровопролитной гражданской войны приехала на тамильский север острова, чтобы давать уроки музыки детям из тамильской общины. Благородный и потребовавший недюжинной смелости поступок. Как благородна и идея нового проекта Тани Эканаяка, воплощенная с безукоризненной чистотой и изяществом.
Из названия проекта понятно, что речь идет об альбоме-трибьюте. Любопытно, что если отбросить понятную разницу в возрасте, то биографии героя трибьюта и создателя этого альбома кажутся во многом зеркальными. Трубач и композитор Кенни Уилер ...
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...