Tanya Ekanayaka - 18 Piano Sutras & 25 South Asian Pianisms
12.03.2023
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани Эканаяка поражает и своим масштабом, и оригинальностью замысла, одновременно являясь, пожалуй, ее самой значительной на сегодняшний день работой, как бы подводящей итог всему ранее сделанному.
Таня Эканаяка происходит из смешанной, англо-сингальской семьи. Она выросла в окружении живописных горных пейзажей Канди, древней столицы Шри Ланки. Уже в пять лет Таня начала играть на фортепьяно, в 12 – впервые выступила перед публикой, а уже в 16 – дала концерт вместе с симфоническим оркестром Шри Ланки в качестве победителя серьезного творческого конкурса. С тех пор она, параллельно продолжая учебу, выступала во многих странах Европы, Азии и Америки. Однако, сфера ее интересов не ограничивается музыкой, Таню увлекает также литература, лингвистика, этномузыкология. В последних двух сферах она получила докторскую степень в университете Эдинбурга. Эканаяка всегда дает только сольные концерты и записи ее тоже только сольные. Она стала первым композитором из Шри Ланки, чью музыку издают иностранные лейблы. В музыкальном творчестве ее работы, особенно та, о которой идет речь, объединяют все сферы ее интересов. Этот двойной альбом называется 18 Piano Sutras & 25 South Asian Pianisms. Все 43 композиции были сочинены Таней в 2021-2022 годах и записаны в мае 2022 года. Первый диск альбома посвящен тем самым «18-ти фортепьянным сутрам», а второй – «25-ти южноазиатским пианизмам». Что это такое?
Фортепьянными сутрами Таня называет 18 своих фортепьянных пьес, каждая из которых названа на одном из находящихся под угрозой исчезновения языках небольших народов и племен из разных уголков нашей планеты. Лирику, созданную этими народами, она передает исключительно средствами музыки, причем в рамках музыки академической. О каждом треке Таня подробно рассказывает в liner notes альбома. Так, открывает альбом композиция Yelimu, что в переводе с пулуват, языка одного из народов Микронезии, означает «Пятница». Ее сменяет пьеса Ruyanpe («Дождь» на языке айнов, коренного и почти исчезнувшего народа Японии). Племена индейцев Амазонии, горные племена Эфиопии, ведды, древнейший народ Шри Ланки на своих языках представлены в этом альбоме. Есть здесь пьесы, посвященные языкам малых народов с пост-советского пространства также: Tolou («Дикий северный олень») – это крохотная община юкагиров, сохранившаяся в районе Колымы на северо-востоке Сибири, Anlamach («Понимание») – это слово из языка караимов, Pavaz («Счастье») – так звучит это слово на языке мокша, части мордовского народа. Есть на первом диске и одна композиция с названием на мертвом, ныне не существующем согдийском языке: Tunder («Гром»). Когда-то, в эпоху китайской империи Тан этот язык был рабочим для купцов, двигавшихся по Великому Шелковому Пути…
Пьесы второго диска Эканаяка определяет, как «пианизмы»: в среднем они несколько короче композиций с первого диска и собраны эти пьесы по другому принципу. Здесь звучит во все той же академической манере по несколько композиций, представляющих разные народы ряда стран Южной Азии: Бутана, Непала, Пакистана, Мальдивских островов, Афганистана, Бангладеш, Индии и, наконец, родной для Тани Шри-Ланки – тут есть и тамильские, и сингальские, и малайские названия. Кстати, Эканаяка одной из первых после долгой и кровопролитной гражданской войны приехала на тамильский север острова, чтобы давать уроки музыки детям из тамильской общины. Благородный и потребовавший недюжинной смелости поступок. Как благородна и идея нового проекта Тани Эканаяка, воплощенная с безукоризненной чистотой и изяществом.
Несмотря на свою «островную» фамилию, итальянский музыкант и композитор электронной музыки Луи Сицилиано родился в материковой части страны: он появился на свет в Неаполе в 1975 году. Сицилиано очень много работает для кино, телевидения, театра, ...
Ирландия дала мировой культуре целое созвездие величайших писателей – от Свифта и Бернарда Шоу до Джойса и Бекета. Хватает знаменитостей ирландского происхождения и в сфере рок-музыки: вспомним хотя бы Боно. А вот в джазе ирландцы как-то не на ...
Рассказ об этом релизе приходится начинать не с музыки, а с истории, географии и этнографии. Lowcountry или «Низкая страна» (почти Нидерланды) – так называют в США участок побережья от юга Северной Каролины до севера Флориды с прилегающими ...
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...