Группа Stirrup возникла в Чикаго в 2009 году. Двое участников – коренные чикагцы: это ударник Чарльз Рамбэк и басист Ник Макри. Оба уже немного знакомы нашим читателям по альбому Рамбэка Seven Bridges (2021), в записи которого участвовал и Макри. А вот третий музыкант Stirrup, очень известный виолончелист Фред Лонберг-Хольм – представитель нью-йоркской даунтаун-сцены и переехал в Чикаго в 1995 году. Сразу замечу, что в дни, когда пишутся эти строки. «ветреный» Лонберг-Хольм уже покинул Город Ветров и перебрался в Кингстон, Нью-Йорк. Хочется верить, что на дальнейшей судьбе Stirrup это не отразится, и музыканты продолжат сотрудничество. Уж больно удачно совпали их творческие интересы, и трио Stirrup стало подлинным союзом единомышленников.
Если судить по прежним партнерам музыкантов Stirrup, то в большинстве это представители авангардного джаза: Кен Вандермарк, Энтони Брэкстон, Петер Бретцман. Но в рамках Stirrup все не так однозначно. Рамбэк, Макри и Лонберг-Хольм предпочитают вместе играть музыку, стилистику которой весьма сложно определить. Разумеется, здесь многое идет от фри-джаза, но в не меньшей степени близок музыкантам и джаз-рок, да и идиомы постбопа вовсе не отвергаются. Во всем этом можно убедиться, прослушав замечательный альбом Stirrup под названием Picks Up The Thread, увидевший свет именно сегодня, 8 декабря 2023 года. Определение «замечательный» - это, конечно, субъективное впечатление автора этого текста, но сразу скажу, Picks Up The Thread стал для меня одним из самых интересных альбомов уходящего года.
В альбом вошло пять композиций. Две из них, Chill Cot и e320, сочинил Фред Лонберг-Хольм, а Last Year’s Blues Azul Amis и Made in the Shade написал Ник Макри. Программу музыканты составили так, что открывают альбом сразу две ударные, самые большие по объему (более десяти минут звучания) пьесы Last Year’s Blues и Chill Cot. Вы уже обратили внимание на в высшей степени нестандартный состав трио по инструментам: виолончель-контрабас-ударные? Да, здесь в центр поставлено не фортепьяно, не гитара, не духовой инструмент, а виолончель. Много ли вы знаете таких трио? А Фред Лонберг-Хольм в этой роли фронтмена чувствует себя превосходно. Откровенно говоря, более виртуозных виолончелистов трудно найти. Но и Макри и с Рамбэком вовсе не являются статистами в этом составе. Практически каждая пьеса открывается интро от Ника Макри и по ходу развития композиции его контрабас надежно держит ритм и порой ведет диалоги с виолончелью. Жесткая полиритмия ударных Рамбэка, заставляющая вспомнить незабвенного Тони Уильямса, - важный структурный элемент любой композиции. Впрочем, иногда он обходится и без полиритмии. В Made In The Shade монотонный тяжелый, как звук молота сваебойки, саунд ударных создает очень эффектный контрапункт с исступленным соло Лонберг-Хольма. Его виолончель лишь в Azul Amis позволяет себе напомнить об академических корнях этого инструмента. А вот о корнях музыки Stirrup, слушая альбом, просто некогда думать – тут лучше отдаться на волю звуковых волн Picks Up The Thread и просто наслаждаться музыкой.
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...