Приходят порой на сайт линки, открывающие для тебя целую неизведанную страну, обширную, с богатой историей и кипучей современностью. Так получилось и в данном случае. Российские коллективы и отдельные исполнители – не редкие у нас гости, но с командой из Астрахани встречаемся впервые. Группа Vespero возникла здесь еще в 2003 году и за прошедшие двадцать лет смогла создать обширную дискографию, в которой только студийных альбомов – двенадцать (самый свежий, как раз двенадцатый, мы и представляем нашим читателям)! На титульной странице своего сайта группа декларирует три столпа своей деятельности: kraut – space – psychedelic. Приходится верить Vespero на слово, так как никогда ранее не слышал их музыку, а вот насколько этому кредо соответствует De Ludo Globi уже можно оценить.
Наверное, за эти двадцать лет состав группы менялся и, возможно, не раз. К записи De Ludo Globi музыканты подошли впятером: братья(?) Аркадий и Иван Федотовы, первый – басист, второй – ударник, гитарист Александр Кузовлев, клавишник и трубач Алексей Клабуков и скрипач Виталий Бородин, а также пригласили в качестве гостя саксофониста и флейтиста Алексея Есина. При записи использовались также синтезаторы звука и сэмплеры. Все аранжировки для духовых выполнил Клабуков, а вот музыка альбома стала плодом коллективного творчества. Как утверждают сами музыканты, «Музыка и оформление вдохновлены работами Николая Кузанского. Это самая красочная музыка, которую мы когда-либо создавали.»
Николай Кузанский, о котором говорят парни из Vespero – колоритная личность: философ и теолог, математик и кардинал римско-католической церкви. Этот немецкий ученый и религиозный деятель XV века сочинил, среди прочего, трактат «Об игре в шар», посвященный космогоническим проблемам и взаимоотношениям человека с богом. Упоминается он в этой связи и в знаменитом романе Германа Гессе «Игра в бисер». Не сомневаюсь, что и латинское название альбома De Ludo Globi, и концепция его обложки от Александра Ов-Лебедева (он же автор и любопытной видео-рефлексии на альбом) прямо отсылают нас к этой работе Николая Кузанского, а, возможно, и к книге Гессе.
Пора теперь переходить и к самой музыке. Все звуковое пространство альбома размещено в двух композициях-частях, как их назвали музыканты. Если вспомнить вышеупомянутые столпы творчества Vespero, то здесь царит, безусловно, space. И если уж речь зашла о ярлычках, то я бы «прикрепил» к De Ludo Globi еще два: прог-рок и, скажем так, интеллектуальный эмбиент. Последнее определение особенно подходит к De ludo globi - Pars una. Именно здесь звукопись Vesperо торжественно-сдержанна, сольные партии гитары и скрипки медленно плывут в разреженном электронно-акустическом пространстве, сложную структуру которого подчеркивают духовые. Впрочем, динамическая составляющая композиции очень подвижна, и темп исполнения меняется не один раз. Вторая часть более динамична, тут уже на авансцену выступают идиомы спейс-рока. Разнообразие инструментальных красок, задействованных музыкантами, делает общий саунд и ярким, и, может быть, даже чуть перенасыщенным. В целом же альбом, как мне показалось, «не для всех», у него просто вызывающе эстетский характер. Но уж зато этим «не всем» тут есть что посмаковать: прог-рок, близкий к самым высоким образцам!
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...