Приходят порой на сайт линки, открывающие для тебя целую неизведанную страну, обширную, с богатой историей и кипучей современностью. Так получилось и в данном случае. Российские коллективы и отдельные исполнители – не редкие у нас гости, но с командой из Астрахани встречаемся впервые. Группа Vespero возникла здесь еще в 2003 году и за прошедшие двадцать лет смогла создать обширную дискографию, в которой только студийных альбомов – двенадцать (самый свежий, как раз двенадцатый, мы и представляем нашим читателям)! На титульной странице своего сайта группа декларирует три столпа своей деятельности: kraut – space – psychedelic. Приходится верить Vespero на слово, так как никогда ранее не слышал их музыку, а вот насколько этому кредо соответствует De Ludo Globi уже можно оценить.
Наверное, за эти двадцать лет состав группы менялся и, возможно, не раз. К записи De Ludo Globi музыканты подошли впятером: братья(?) Аркадий и Иван Федотовы, первый – басист, второй – ударник, гитарист Александр Кузовлев, клавишник и трубач Алексей Клабуков и скрипач Виталий Бородин, а также пригласили в качестве гостя саксофониста и флейтиста Алексея Есина. При записи использовались также синтезаторы звука и сэмплеры. Все аранжировки для духовых выполнил Клабуков, а вот музыка альбома стала плодом коллективного творчества. Как утверждают сами музыканты, «Музыка и оформление вдохновлены работами Николая Кузанского. Это самая красочная музыка, которую мы когда-либо создавали.»
Николай Кузанский, о котором говорят парни из Vespero – колоритная личность: философ и теолог, математик и кардинал римско-католической церкви. Этот немецкий ученый и религиозный деятель XV века сочинил, среди прочего, трактат «Об игре в шар», посвященный космогоническим проблемам и взаимоотношениям человека с богом. Упоминается он в этой связи и в знаменитом романе Германа Гессе «Игра в бисер». Не сомневаюсь, что и латинское название альбома De Ludo Globi, и концепция его обложки от Александра Ов-Лебедева (он же автор и любопытной видео-рефлексии на альбом) прямо отсылают нас к этой работе Николая Кузанского, а, возможно, и к книге Гессе.
Пора теперь переходить и к самой музыке. Все звуковое пространство альбома размещено в двух композициях-частях, как их назвали музыканты. Если вспомнить вышеупомянутые столпы творчества Vespero, то здесь царит, безусловно, space. И если уж речь зашла о ярлычках, то я бы «прикрепил» к De Ludo Globi еще два: прог-рок и, скажем так, интеллектуальный эмбиент. Последнее определение особенно подходит к De ludo globi - Pars una. Именно здесь звукопись Vesperо торжественно-сдержанна, сольные партии гитары и скрипки медленно плывут в разреженном электронно-акустическом пространстве, сложную структуру которого подчеркивают духовые. Впрочем, динамическая составляющая композиции очень подвижна, и темп исполнения меняется не один раз. Вторая часть более динамична, тут уже на авансцену выступают идиомы спейс-рока. Разнообразие инструментальных красок, задействованных музыкантами, делает общий саунд и ярким, и, может быть, даже чуть перенасыщенным. В целом же альбом, как мне показалось, «не для всех», у него просто вызывающе эстетский характер. Но уж зато этим «не всем» тут есть что посмаковать: прог-рок, близкий к самым высоким образцам!
C Кавитой Шах, американской вокалисткой индийского происхождения, наш сайт познакомился на ее дебютном альбоме Visions (2014). Джаз с сильнейшим привкусом этники – так можно было характеризовать тот, самый первый альбом Кавиты. Ее последняя на ...
Пояснять, кто такой Кенни Бэррон, обладатель высшей в США награды для ныне здравствующих джазменов NEA Jazz Master, нет необходимости. А вот оценить уникальность его нового альбома The Source надо обязательно. Дело в том, что это первый за более, ...
Не редкая для джаза история: преуспевающий и востребованный сайдмен наконец-то решает выступить в качестве лидера – и вот перед нами альбом, на обложке которого гордо значится «Квартет Кевина О’Коннелла». Пианист Кевин О’Коннелл сформировался, как ...
Эти имена впервые прозвучали вместе еще в 2012 году, когда датский саксофонист Бенджамин Коппель и американская ритм-группа Скотт Колли – Брайан Блэйд объединили свои творческие силы в составе Koppel-Colley-Blade Collective или, как его чаще ...
Представление этого альбома хочется начать с пояснения: что такое музыка чааби? В Алжире так называют народную музыку. В переводе с арабского это слово и означает что-то вроде «музыка из народа». Но если, скажем, марокканская музыка гнави имеет ...
Двое из трех участников итальянского ансамбля La Cantiga de la Serena уже знакомы нашим постоянным читателям. С флейтисткой и исполнительницей на многих других инструментах Джорджией Санторо мы впервые встречались в 2019 году в дуэтном альбоме с ...
Кьяроскуро – термин из изобразительного искусства, умелая игра художника светом и тенью, придающая фигурам на полотне объемность. Этим термином гитарист Ладислав Паздера назвал свой сольный альбом. Что ж, определенную взаимосвязь между работой ...
Рассказ об этом альбоме приходиться начинать не с тех, кто его создал, а с его героя. Итак, Шри Чинмой (1931-2007). Широко известный, в первую очередь, на Западе духовный учитель индийского происхождения. Музыкант (флейтист), поэт, художник, ...
На обложке своего нового альбома Phoenix Лакеша (которую я далее из соображений благозвучия буду называть Лакеция) Бенджамин выглядит королевой, у которой в руках вместо скипетра или державы другой атрибут власти – саксофон. И в современном джазе ...
Имя американской певицы афро-карибского происхождения Лорин Хендерсон не первый раз появляется на наших страницах. На сей раз знакомим наших читателей с ее юбилейным, десятым по счету альбомом Conjuring, выпущенным, как и предыдущий La Bruja (мы о ...
Историю этого проекта приходиться разматывать издалека – с биографии виолончелиста Дэниэла Левина. Он родился в Барлингтоне, Вермонт и начал играть на виолончели в самом нежном возрасте – с 6 лет. В 2001 году, получив степень в Консерватории Новой ...
Аргентинский пианист и композитор Леандро Гарсиа пришел в джаз из академической музыки, которую начинал изучать в родном городе Баия Бланка. Интерес к джазу возник, когда 18-летний музыкант переехал в Буэнос-Айрес, а впоследствии брал уроки и в ...