Mehmet Ali Sanlıkol & Whatsnext? - Turkish Hipster: Tales From Swing To Psychedelic
08.08.2023
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал исключением и новейший проект Санлыкола с броским, чуть провокационным названием Turkish Hipster: Tales From Swing To Psychedelic. После камерного предыдущего альбома An Elegant Ritual (2021), записанного в формате трио, в своем седьмом по счету Turkish Hipster: Tales From Swing To Psychedelic Санлыкол вернулся к более привычному формату большого состава, да еще какого! Команда, записывавшая этот альбом, насчитывает два с половиной десятка музыкантов: такое встретишь не во всяком биг-бэнде! Только в мощнейшей духовой секции играют 18 музыкантов! В списке исполнителей надо особо выделить имена трех грандов мирового джаза: лучшую джазовую кларнетистку мира, израильтянку Анат Коэн, великолепного альт-саксофониста из Пуэрто-Рико Мигеля Зенона и авторитетнейшего ударника мексиканского происхождения Антонио Санчеса. Правда, все они, как и остальные участники проекта, живут и работают в Нью-Йорке уже давно.
Очерчивая широкие стилистические границы своей новой работы, Мехмет Али Санлыкол не грешил против истины. В его музыке каким-то непостижимым образом уживаются самые разные направления, создавая в этом миксте новое и весьма привлекательное качество. Как говорит автор, «То, что я предлагаю и представляю в этом альбоме, — это изощренная форма космополитизма, которая позволяет нам получить доступ ко многим мирам, не пытаясь исказить или стандартизировать их». Примером может служить первый же трек A Capoeira Turca (Baia Havası). Мощный грув объединяет здесь бразильские мотивы с микротональным строем турецкой народной музыки и турецким же роком начала 70-х. Главная солистка Коэн и секция труб исправно поддерживают фанковый ритм этой пьесы. Самая длинная композиция альбома Times of the Turtledove начинается и заканчивается характерным щебетом горлицы, а между этими звуками разворачивается большая политематическая и полиритмическая история, которую оркестр Санлыкола излагает под сольные партии Мигеля Зенона. The Boston Beat удивляет рэпом в исполнении Рэйдера Эллиса, а Estarabim – классическим турецким вокалом в смеси с карибскими ритмами. Финал альбома – это большая сюита в трех частях Abraham, в которой одинаково священная для всех авраамических религий, иудаизма, христианства и ислама, история излагается в оркестровой версии, где собственную музыку Санлыкол соединил с музыкой Гила Голдстайна и Фрица Ренольда и где академическая форма и суфийский мистицизм уживаются в величественной и сложной по структуре композиции.
Да, респектабельный композитор, Санлыкол в душе остался все тем же хипстером юных лет, и это помогает ему создавать музыку столь же необычную, сколь и привлекательную.
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...