В свое время Чарли Хэйден посоветовал Пэту Мэтини, который часто приносил ему показать ноты своих новых, только что сочиненных, композиций, сразу записывать новые музыкальные идеи. Пэт взял этот совет на вооружение. Обычно новая композиция появлялась у него в два этапа. Сначала Мэтини записывал, иногда очень коротко, пришедшие к нему в голову гармонические идеи и аккорды, а потом сочинял мелодию и импровизацию на ее основе. Новая пьеса рождалась из соединения этих записей.
Обо все этом Пэт рассказывает на своем сайте многочисленным поклонникам в специальном тексте, посвященном выпуску нового альбома маэстро под названием Dream Box. Увы, говорит Пэт, сделав такую запись, я часто забываю о ней, и времени послушать еще раз просто не остается. 2022 год выдался для Мэтини очень напряженным в плане концертной деятельности: он приводит цифру – более 160 концертов по всему миру в течение года. И расслабиться уже 69-летнему (как летит время!) музыканту удается или в пути, или в номере отеля. И в этих условиях, в перерывах между концертами, Пэт нашел возможность «порыться в запасниках», послушать записи, которые он делал в разные годы. Запасники, надо думать, были обширными, материала накопилось много, выбирать было из чего. И Пэт Мэтини выбрал. Он отобрал девять треков: шесть собственного сочинения, стандарт Джула Стайна и Сэмми Кана I Fall In Love Too Easily, софт-рок Расса Лонга Never Was Love, а также известную босса-нову Антониу Марии и Луиша Бонфа Manha de Carnival (Morning of the Carnival). Так родился сольный альбом 2023 года Dream Box, разумеется, не первый сольный альбом в долгой и успешной карьере крупнейшего гитариста современного джаза, но первый в его дискографии, созданный таким образом.
Во всех треках Мэтини играет на электрогитаре. Играет очень спокойно, нигде не переходя им самим установленных очень скромных динамических границ. Но именно такая манера игры дает возможность, особенно тем, кто сам играет на гитаре, почувствовать поразительное техническое совершенство Пэта Мэтини. Многие работы Мэтини вызывали достаточно жесткую критику со стороны отдельных джазовых радикалов. Его обвиняли в сползании к смус-джазу, называли «Кенни Джи с гитарой». Что ж, Мэтини им ответил: взял да и записал альбом в сотрудничестве с апостолом гитарного фри-джаза, покойным британцем Дереком Бэйли. Пэт отмечал: «Честно говоря, гораздо легче играть усложненную музыку, чем быть простым». Наверное, эта максима идет от его учителя, великого Джима Холла, и альбом Dream Box в этом плане – образцовый пример того, как Мэтини играет «просто». Уже субъективно, лучшими образцами такого подхода в программе альбома я бы назвал его композицию Ole & Gard, а также Never Was Love и Manha de Carnival (Morning of the Carnival). Сам же Пэт говорит о том, что ему сейчас особенно интересно глубже изучить наследие первого электрогитариста в джазовой истории, довоенные еще записи Чарли Крисчена. Новатор в использовании современных технологий, Мэтини сейчас ищет идеи в корневой системе электрогитарного джаза. Возможно, Dream Box – часть такого поиска.
Ну, и пару слов о названии альбома. На слэнге музыкантов, Box (то есть «ящик») – это название гитары с полым корпусом. Не сомневаюсь, что Box Пэта Мэтини приберегает для нас еще немало сюрпризов.
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...