Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним стоит. И в блистательном ряду великих имен – от Боба Дилана в США и до Владимира Высоцкого на пост-советском пространстве – имя американки канадского происхождения Джони Митчелл стоит, как равное среди равных. Я не буду здесь распространяться об особенностях творчества Митчелл и о том влиянии, которое она оказала на целые поколения слушателей и исполнителей, но одну черту нельзя не отметить: ни один другой singer-songwriter не был так близок к джазу, как Джони Митчелл. Она работала с такими людьми, как Джако Пасториус, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Пэт Мэтини и, прежде всего – Чарли Мингус. И соединение фолк-традиции с джазом дало при этом блестящие результаты. Возможно, поэтому альбом Дженис Джаффе и Моники Херциг, посвященный творчеству Джони Митчелл, называется Both Sides of Joni.
А начиналась его история летом ковидного 2020 года. Известная джазовая певица Дженис Джаффе, томясь в вынужденной изоляции, вновь открыла для себя музыку Джони Митчелл. Разумеется, она слушала ее и раньше, но именно тем летом творчество Джони заблистало для Дженис новыми гранями. Своими впечатлениями она поделилась со своей подругой, пианисткой и композитором Моникой Херциг. В отличие от Джаффе, имя этой немецко-американской исполнительницы должно быть лучше знакомо нашим читателям: сайт рецензировал несколько ее работ. Моника стала регулярно приезжать к Дженис, и они, обе в масках, начали планировать работу по джазовой интерпретации песен Митчелл. Херциг сочиняла аранжировки именно под голос Джаффе, продумывали они и возможный состав аккомпанирующего ансамбля, и программу обретавшего на глазах свои контуры альбома. Часть песен Моника и Дженис показали впервые на публике в марте 2021 года в Индианаполисе, после снятия ковидных органичений. Работа была принята с энтузиазмом. Артисты запустили успешную краудфандинговую кампанию по сбору средств на издание альбома. Альбом записали с участием таких опытных музыкантов, как саксофонист Грег Уорд или басист Джереми Аллен. Любопытно, что в одном треке на басу играл Питер Кинли, с которым четверть века назад Херциг работала в ее джаз-роковой группе Beeble Brox. Началась работа над дальнейшим продвижением проекта. К сожалению, до ее окончания Джения Джаффе не дожила. В ноябре 2022 года она легла в больницу на сложную операцию на сердце и уже не вышла из нее… Доводить проект, ставший таким образом еще и мемориалом подруге, Монике Херциг пришлось в одиночестве. 31 марта 2023 года на лейбле ACME Records альбом Both Sides of Joni увидит свет.
Программу альбома составили девять песен Джони Митчелл разных лет в аранжировке Херциг и с вокалом Джаффе. Тут и River из одного из самых знаменитых альбомов Митчелл Blue (1971), и титульная песня другого известного альбома The Hissing Of Summer Lawns (1975), и Don't Interrupt the Sorrow с того же альбома, и ранняя Both Sides Now, которую Митчелл издавала дважды – в 1969 и 2000 годах, а финальным треком стала еще более ранняя и тоже очень известная The Circle Game (1966). Очень тонко удалось Монике придать несомненно джазовый облик этим широко известным и многократно исполнявшимся песням, но еще более сложная задача стояла перед Дженис: не перепевать Митчелл и, в то же время, бережно отнестись к оригиналам. Ей это удалось, и удалось весьма убедительно. Каждый из треков сохранил свое лицо, но в каждый Джаффе вложила частицу именно своей души. Both Sides of Joni – это трибьют, сделанный с большим мастерством и с глубоким уважением к Джони Митчелл.
Напомню, что в 2008 году другой альбом-трибьют Джони, River: The Joni Letters Херби Хэнкока получил Грэмми в самой престижной категории: альбом года. Такого успеха джазовый альбом не удостаивался 43 года до того и уже 15 лет после того. Положа руку на сердце, мало шансов, что Both Sides of Joni ждет такой же успех. Но признание со стороны любителей джаза и одновременно поклонников творчества Джони Митчелл ему обеспечено – в этом можно быть уверенным.
Дебютный альбом – это всегда ответственный этап для любого музыканта. Кто-то записывает свой первый альбом едва ступив на профессиональную стезю, кто-то идет к нему достаточно долго. Для канадского гитариста и композитора из Торонто Эдриана Дэнниса ...
Было приятно получить линк от одного из наиболее уважаемых лейблов в сфере этнической музыки – некоммерческого Smithsonian Folkways Recordings, работающего при Смитсоновском Институте в Вашингтоне. Да и сам альбом в высшей степени необычен. Это ...
С португальским ансамблем из Лиссабона Al - ji çç мы познакомились два года назад благодаря альбому Chants (2021), пятому в его дискографии. Сама же история ансамбля берет начало с 2007 года, а первый альбом Al - ji çç появился еще в 2011 году. И ...
Emergence знакомит нас с очень любопытным камерным джазовым коллективом из Техаса, которым руководят саксофонист и флейтист Алекс Коук и гитарист Карл Мичел. Оба они – ведущие джазовые музыканты Остина. Алекс учился в Университете колорадо в ...
Не удивляет тот факт, что альбом What If? американки Алекс Гамбургер выпущен швейцарским лейблом Unit Records. Дело в том, что уроженка Вашингтона совершенствовала свои музыкальные познания в Нью-Йорке (несколько лет) и в Швейцарии (один год). В ...
Комментарии Мэттью Голомбиского, сопровождавшие линк к этому альбому, интриговали дополнительно: Мэттью услышал в музыке дуэта Алекса Лулудиса и Зака Кларка какие-то отзвуки музыки Эрика Сати и «Микрокосмоса» Бартока. Чем это музыка отзовется в ...
Эта запись была сделана еще до пандемии, в ноябре 2019 года в Лондоне, и почему-то почти четыре года оставалась невостребованной, пока на нее не положили глаз энтузиасты авангардного джаза из бруклинского 577 Records. И очень приятно, что они это ...
Первый релиз ears&eyes Records этого года – альбом Алекса Вайса Most Don’t Have Enough. Саксофонист и композитор Алекс Вайс родился в 1971 году в Нью-Йорке. Он – внук известного испанского художника-сюрреалиста Эудженио Гранеля. Возможно, влияние ...
На обложке этого альбома – три имени. И это правильно. Дело в том, что Александр Рагазанов, Юрий Яремчук и Игорь Иванушкин играют в той стилистике, где просто по определению не бывает лидера и сайдменов. Мэйнстрим – это не про них. Все трое ...
Наверное, некорректно сравнивать Night Forest Suite с предыдущими работами петербургского дуэта Алексея Орлова и Виктора Архарова. Я слушал два из трех альбомов дуэта и могу засвидетельствовать, что и A Day In November (2021), и лучший, на мой ...
«У Алин Хомзи чувственный и мелодичный стиль игры на скрипке, что позволяет ей в своих композициях при поддержке очень хороших музыкантов создавать оригинальную и содержательную музыкальную атмосферу на протяжении всего альбома». Такой лестный ...
Аллан Харрис – очень опытный вокалист с прекрасной репутацией. Порой его даже называют «джазовым вокальным королем Нью-Йорка», а газета «Майами Геральд» находит в его голосе «теплоту Тони Беннетта, остроту и чувство ритма Синатры и лукавую ...