Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще дальше, используя Сеть для создания и записи музыки целыми ансамблями, где каждый из участников такого виртуального коллектива писал свою партию у себя дома, будь он на соседней улице, в другой стране и даже на другом континенте. Гитарист и композитор Алекс Рот особенно преуспел в таких экспериментах. Всемогущая Сеть дала ему возможность собрать внушительную виртуальную команду из 27 музыкантов, живущих в 15 разных городах и восьми разных странах, которая под названием MultiTraction Orchestra создала десятиминутный сингл emerge entangled. Рот выложил его в Сеть в мае 2020 года, и радиостанции во всем мире с воодушевлением крутили сингл под восторги прессы, увидевшей в MultiTraction Orchestra вдохновляющий пример выживания искусства в условиях пандемии.
Успех emerge entangled подтолкнул Рота к решению по дальнейшей разработке богатой идеи. Сетевой проект MultiTraction Orchestra продолжил свое существование по той же схеме. Теперь Алекс сузил состав до септета, с которым и начал работу по созданию уже полноценного альбома. Результатом этой почти двухлетней очень тщательной подготовки и стал дебютный альбом MultiTraction Orchestra под названием Reactor One, появившийся в начале апреля 2023 года. Но рассказ об этой работе стоит предварить несколько более подробной информацией о самом Алексе.
Алекс Рот родился в США, в Детройте, но рос и формировался, как музыкант, на другой стороне Атлантики, в Лондоне. Сейчас он живет и работает в польском Кракове. Когда просматриваешь список его работ и коллабораций, заметно, что все они связаны не с «исторической родиной», а именно с Европой. Рот, как музыкант, композитор и продюсер, тяготеет к экспериментальному авангарду и синтезу разных видов искусств. Он сотрудничал с Джоном Батчером, Савиной Яннату, Арве Хенриксеном, Миколаем Тжаской, Ольгой Швайгер. В Польше он возглавляет импровизационное трио, в которое входят такие видные польские авангардисты, как Вацлав Зимпель и Хуберт Землер. Рот часто работает с поэтами, хореографами, художниками, скульпторами, кино и театральными режиссерами. Он ставил мультимедийные шоу с ансамблем радикальной сефардской музыки Sefiroth. Словом, это человек, просто созданный для экспериментов, каковым и стал сетевой проект MultiTraction Orchestra.
К работе над альбомом он привлек своего бывшего партнера, норвежского трубача Арве Хенриксена, опытнейшего 55-летнего музыканта, известного по участию в ансамбле Supersilent и сотрудничеству с такими известными соотечественниками, как Ян Петтер Мольвер, Терье Рипдал и Миша Альперин, последние годы жизни проведший в Норвегии. Хенриксен, записывавшийся в том числе и на ЕСМ, знаменит своим специфичным саундом, когда труба зачастую поет «не своим голосом». Остальных участников септета Рот нашел на Британских островах, и среди них есть такие яркие личности, как саксофонист Джеймс Олсоп, виолончелистка Кейт Эллис, возглавляющая ведущий ирландский новоджазовый коллектив Crash Ensemble, и авангардный арфист (бывают и такие!) Родри Дэвис. Все музыканты септета привержены к свободной импровизационной музыке, что они и доказывают в шести треках - частях программы Reactor One. Собственно, совместно сочиненной и записанной каждым участником у себя музыки набралось на несколько часов звучания, и уже организатор проекта Рот отобрал и выстроил из этого материала получасовую программу альбома. Надо отдать ему должное: каждая из шести частей Reactor One хороша по-своему (мой персональный фаворит - Reactor One, Part IV). Практически везде музыканты стремятся расширить сонористические возможности своих инструментов. Предсказуемо лидером в этой сфере можно назвать Хенриксена, но и Эллис, и Дэвис существенно меняют представления о звучании виолончели и арфы. Сам Рот в качестве гитариста на удивление выглядит довольно скромно, перенеся в этом альбоме акцент на работу с синтезаторами. Впрочем, не будем забывать, что именно он был главной движущей силой этого необычного проекта, настоящего детища ХХI века. Для века ушедшего такие чудеса были еще фантастикой…
(Arve Henriksen – tp, piccolo tp; James Allsopp – bass cl, ts; Kate Ellis – cello; Rhodri Davies – el.harp; Ruth Goller – el.b; Jon Scott – dr; Alex Roth – el. g, synths;)
Что может быть органичнее, чем во время праздника хануки, одного из самых светлых и радостных праздников в еврейском религиозном календаре, празднике света и огней, слушать и делиться своими впечатлениями от посвященного именно этому празднику ...
Пианиста Скипа Уилкинса можно считать полноправным послом американского джаза в Чешской республике. Много лет он прожил в этой центральноевропейской стране, да и сейчас продолжает жить «на два дома»: то в принадлежащем ему отеле «Голова оленя» (The ...
Впервые на наших электронных страницах возникает имя Софьи Рубиной, одной из ведущих джазовых вокалисток Эстонии. Родилась она в Тарту, городе науки студентов, в семье ученых. Вокалом она начала заниматься еще в десятилетнем возрасте. Музыкальное ...
Три коротких имени и не менее короткое название запечатлены на обложке этого альбома, который издает авангардный лейбл из Чикаго Irritable Mystic Records в начале июня текущего года. Трио Стайн / Смит / Шид возникло осенью 2021 года в Чикаго и сразу ...
Ударник с неприметным именем Стив Смит на самом деле фигура весьма известная. В 2001 году журнал Modern Drummer включил его в список 25 самых лучших ударников всех времен. Стив – свой человек и в мире джаза, и в мире рока. В джазе Смит (р.1954) ...
Группа Stirrup возникла в Чикаго в 2009 году. Двое участников – коренные чикагцы: это ударник Чарльз Рамбэк и басист Ник Макри. Оба уже немного знакомы нашим читателям по альбому Рамбэка Seven Bridges (2021), в записи которого участвовал и Макри. А ...
Московская джазовая пианистка Светлана Маринченко, ученица известного петербургского музыканта Андрея Кондакова, в 2016 году переехала для продолжения учебы в Германию и с тех пор продолжает активно осваивать европейские сцены и студии. Два года ...
Австралийские музыканты, пианист Джо О’Коннор, басистка Хелен Свобода и ударник Тим Грин дружат много лет, они вместе росли в Брисбене, где делали первые шаги в музыке. Потом жизнь неумолимо развела их. Скажем, Хелен отправилась учиться в Германию и ...
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и ...
С греческой пианисткой Таней Джаннули мы познакомили наших читателей в 2020 году. То был альбом ее очень необычного по составу трио In Fading Light. В той рецензии (ее легко найти на сайте) говорилось и о творческом пути Джаннули, о ее тяготении к ...
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...