Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще дальше, используя Сеть для создания и записи музыки целыми ансамблями, где каждый из участников такого виртуального коллектива писал свою партию у себя дома, будь он на соседней улице, в другой стране и даже на другом континенте. Гитарист и композитор Алекс Рот особенно преуспел в таких экспериментах. Всемогущая Сеть дала ему возможность собрать внушительную виртуальную команду из 27 музыкантов, живущих в 15 разных городах и восьми разных странах, которая под названием MultiTraction Orchestra создала десятиминутный сингл emerge entangled. Рот выложил его в Сеть в мае 2020 года, и радиостанции во всем мире с воодушевлением крутили сингл под восторги прессы, увидевшей в MultiTraction Orchestra вдохновляющий пример выживания искусства в условиях пандемии.
Успех emerge entangled подтолкнул Рота к решению по дальнейшей разработке богатой идеи. Сетевой проект MultiTraction Orchestra продолжил свое существование по той же схеме. Теперь Алекс сузил состав до септета, с которым и начал работу по созданию уже полноценного альбома. Результатом этой почти двухлетней очень тщательной подготовки и стал дебютный альбом MultiTraction Orchestra под названием Reactor One, появившийся в начале апреля 2023 года. Но рассказ об этой работе стоит предварить несколько более подробной информацией о самом Алексе.
Алекс Рот родился в США, в Детройте, но рос и формировался, как музыкант, на другой стороне Атлантики, в Лондоне. Сейчас он живет и работает в польском Кракове. Когда просматриваешь список его работ и коллабораций, заметно, что все они связаны не с «исторической родиной», а именно с Европой. Рот, как музыкант, композитор и продюсер, тяготеет к экспериментальному авангарду и синтезу разных видов искусств. Он сотрудничал с Джоном Батчером, Савиной Яннату, Арве Хенриксеном, Миколаем Тжаской, Ольгой Швайгер. В Польше он возглавляет импровизационное трио, в которое входят такие видные польские авангардисты, как Вацлав Зимпель и Хуберт Землер. Рот часто работает с поэтами, хореографами, художниками, скульпторами, кино и театральными режиссерами. Он ставил мультимедийные шоу с ансамблем радикальной сефардской музыки Sefiroth. Словом, это человек, просто созданный для экспериментов, каковым и стал сетевой проект MultiTraction Orchestra.
К работе над альбомом он привлек своего бывшего партнера, норвежского трубача Арве Хенриксена, опытнейшего 55-летнего музыканта, известного по участию в ансамбле Supersilent и сотрудничеству с такими известными соотечественниками, как Ян Петтер Мольвер, Терье Рипдал и Миша Альперин, последние годы жизни проведший в Норвегии. Хенриксен, записывавшийся в том числе и на ЕСМ, знаменит своим специфичным саундом, когда труба зачастую поет «не своим голосом». Остальных участников септета Рот нашел на Британских островах, и среди них есть такие яркие личности, как саксофонист Джеймс Олсоп, виолончелистка Кейт Эллис, возглавляющая ведущий ирландский новоджазовый коллектив Crash Ensemble, и авангардный арфист (бывают и такие!) Родри Дэвис. Все музыканты септета привержены к свободной импровизационной музыке, что они и доказывают в шести треках - частях программы Reactor One. Собственно, совместно сочиненной и записанной каждым участником у себя музыки набралось на несколько часов звучания, и уже организатор проекта Рот отобрал и выстроил из этого материала получасовую программу альбома. Надо отдать ему должное: каждая из шести частей Reactor One хороша по-своему (мой персональный фаворит - Reactor One, Part IV). Практически везде музыканты стремятся расширить сонористические возможности своих инструментов. Предсказуемо лидером в этой сфере можно назвать Хенриксена, но и Эллис, и Дэвис существенно меняют представления о звучании виолончели и арфы. Сам Рот в качестве гитариста на удивление выглядит довольно скромно, перенеся в этом альбоме акцент на работу с синтезаторами. Впрочем, не будем забывать, что именно он был главной движущей силой этого необычного проекта, настоящего детища ХХI века. Для века ушедшего такие чудеса были еще фантастикой…
(Arve Henriksen – tp, piccolo tp; James Allsopp – bass cl, ts; Kate Ellis – cello; Rhodri Davies – el.harp; Ruth Goller – el.b; Jon Scott – dr; Alex Roth – el. g, synths;)
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...