Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще дальше, используя Сеть для создания и записи музыки целыми ансамблями, где каждый из участников такого виртуального коллектива писал свою партию у себя дома, будь он на соседней улице, в другой стране и даже на другом континенте. Гитарист и композитор Алекс Рот особенно преуспел в таких экспериментах. Всемогущая Сеть дала ему возможность собрать внушительную виртуальную команду из 27 музыкантов, живущих в 15 разных городах и восьми разных странах, которая под названием MultiTraction Orchestra создала десятиминутный сингл emerge entangled. Рот выложил его в Сеть в мае 2020 года, и радиостанции во всем мире с воодушевлением крутили сингл под восторги прессы, увидевшей в MultiTraction Orchestra вдохновляющий пример выживания искусства в условиях пандемии.
Успех emerge entangled подтолкнул Рота к решению по дальнейшей разработке богатой идеи. Сетевой проект MultiTraction Orchestra продолжил свое существование по той же схеме. Теперь Алекс сузил состав до септета, с которым и начал работу по созданию уже полноценного альбома. Результатом этой почти двухлетней очень тщательной подготовки и стал дебютный альбом MultiTraction Orchestra под названием Reactor One, появившийся в начале апреля 2023 года. Но рассказ об этой работе стоит предварить несколько более подробной информацией о самом Алексе.
Алекс Рот родился в США, в Детройте, но рос и формировался, как музыкант, на другой стороне Атлантики, в Лондоне. Сейчас он живет и работает в польском Кракове. Когда просматриваешь список его работ и коллабораций, заметно, что все они связаны не с «исторической родиной», а именно с Европой. Рот, как музыкант, композитор и продюсер, тяготеет к экспериментальному авангарду и синтезу разных видов искусств. Он сотрудничал с Джоном Батчером, Савиной Яннату, Арве Хенриксеном, Миколаем Тжаской, Ольгой Швайгер. В Польше он возглавляет импровизационное трио, в которое входят такие видные польские авангардисты, как Вацлав Зимпель и Хуберт Землер. Рот часто работает с поэтами, хореографами, художниками, скульпторами, кино и театральными режиссерами. Он ставил мультимедийные шоу с ансамблем радикальной сефардской музыки Sefiroth. Словом, это человек, просто созданный для экспериментов, каковым и стал сетевой проект MultiTraction Orchestra.
К работе над альбомом он привлек своего бывшего партнера, норвежского трубача Арве Хенриксена, опытнейшего 55-летнего музыканта, известного по участию в ансамбле Supersilent и сотрудничеству с такими известными соотечественниками, как Ян Петтер Мольвер, Терье Рипдал и Миша Альперин, последние годы жизни проведший в Норвегии. Хенриксен, записывавшийся в том числе и на ЕСМ, знаменит своим специфичным саундом, когда труба зачастую поет «не своим голосом». Остальных участников септета Рот нашел на Британских островах, и среди них есть такие яркие личности, как саксофонист Джеймс Олсоп, виолончелистка Кейт Эллис, возглавляющая ведущий ирландский новоджазовый коллектив Crash Ensemble, и авангардный арфист (бывают и такие!) Родри Дэвис. Все музыканты септета привержены к свободной импровизационной музыке, что они и доказывают в шести треках - частях программы Reactor One. Собственно, совместно сочиненной и записанной каждым участником у себя музыки набралось на несколько часов звучания, и уже организатор проекта Рот отобрал и выстроил из этого материала получасовую программу альбома. Надо отдать ему должное: каждая из шести частей Reactor One хороша по-своему (мой персональный фаворит - Reactor One, Part IV). Практически везде музыканты стремятся расширить сонористические возможности своих инструментов. Предсказуемо лидером в этой сфере можно назвать Хенриксена, но и Эллис, и Дэвис существенно меняют представления о звучании виолончели и арфы. Сам Рот в качестве гитариста на удивление выглядит довольно скромно, перенеся в этом альбоме акцент на работу с синтезаторами. Впрочем, не будем забывать, что именно он был главной движущей силой этого необычного проекта, настоящего детища ХХI века. Для века ушедшего такие чудеса были еще фантастикой…
(Arve Henriksen – tp, piccolo tp; James Allsopp – bass cl, ts; Kate Ellis – cello; Rhodri Davies – el.harp; Ruth Goller – el.b; Jon Scott – dr; Alex Roth – el. g, synths;)
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...