Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном случае – белый американец из Чикаго, а госпел он исполняет в инструментальном варианте, на фортепьяно. Удивительно? Да, если не знать биографию Марка Барнелла.
Барнелл – опытнейший джазовый музыкант и педагог по вокалу. В течение десяти лет он преподавал вокал в Carnegie Mellon University, его собственной alma mater годами ранее. Барнелл выступал вместе с Дэйвом Фришбергом, Конни Фрэнсис, Робом Маршаллом и другими известными музыкантами. Он играл на многих фестивалях, его видели сцены Берна, Цюриха, Парижа, Женевы, Амстердама и других городов. У Марка Барнелла солидная дискография, а в Чикаго пользуются большим успехом его дуэты с женой, Энн Барнелл. Но наряду с этим, он – многолетний руководитель музыкальных программ в Объединенной методистской церкви Горэм в Чикаго, и его успехи на этом поприще весьма значительны. Горэм признавал Марка «человеком года» в 2006 –м, дважды, в 2019 и 2023 он был удостоен премии Black Methodist Church Renewal Laity. Так что, материал, то есть госпел и спиричуэллс, ему прекрасно знаком.
Gospel Piano – третий в его карьере сольный альбом. Марк представляет здесь семь инструментальных версий известных образцов афроамериканской духовной музыки. Открывает альбом известная тема This Little Light of Mine, а завершает – не менее знаменитая I Want Jesus to Walk With Me. Духоподъемное исполнение в совершенстве владеющего секретами афроамериканской музыки пианиста вряд ли оставит кого-то равнодушным. За звуками фортепьяно мы все равно слышим голос (голоса), воодушевленно выводящие, например, Hush, Hush, Somebody's Callin' My Name. А такая композиция, как I Couldn't Hear Nobody Pray, уводит вас во времена рабства, когда эта композиция была одновременно и духовным гимном, и инструкций для рабов, которые готовились к побегу. Словом, Gospel Piano – настоящий подарок для любителей афроамериканской духовной музыки.
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...