Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, много работал над музыкой для театральных постановок. В тесном сотрудничестве с драматургом Энди Брегеном он выпустил по их следам альбомы MOBRO (2014) и The Ice Siren (2020), где вокальную партию исполняла Гретхен Парлато. В своих камерных составах Эллис продолжал сотрудничать со своими ньюйоркскими и новоорлеанскими старыми друзьями: Аароном Гольдбергом, Николасом Пэйтоном, Джейсоном Марсалисом. Новейшая работа Эллиса также имеет прямое отношение и к миру театра, и к кругу его старых партнеров.
Ее история такова. Джон постоянно участвовал в музыкальных фестивалях на карибском острове Сен-Барт, заморской территории Франции. Фестивали на Сен-Барт посвящены преимущественно академической музыке, но с небольшим вкраплением джаза. Фестиваль 2020 года организаторы решили провести под знаком одной музыкальной темы, имя которой Кармен. К Эллису обратились с просьбой внести в эту тему джазовый компонент. Так появилась специальная программа, превратившаяся в этом году в альбом Bizet: Carmen in Jazz. Нет нужды говорить, что музыка французского композитора, наполненная испанскими мотивами, относится к числу самых популярных произведений академической музыки. Пару строк из этой оперы с большим или меньшим успехом вспомнит, наверное, каждый. Эллис заставил Кармен заговорить на языке джаза. Конечно, он сделал это не один, а с помощью коллег по квартету, которым, как и ему, много лет жившему в Новом Орлеане, франко-испанские мотивы были тоже не чужды.
Квартет Эллиса выглядит очень представительно. Басист Ройбен Роджерс – также уроженец карибского острова: Сент-Томас из группы американских Виргинских островов, а это совсем недалеко, в географическом и культурном смысле от Сен-Барта. Самый младший представитель музыкального семейства Марсалисов, барабанщик Джейсон Марсалис – коренной новоорлеанец, и этим все сказано. Что же касается опытнейшего пианиста Гэри Версаче, то он прекрасно адаптируется в любом стиле.
В альбом вошло шесть композиций Бизе в аранжировке Эллиса, причем в Habanera и в Toreador звучат самые узнаваемые и сознательно сохраненные Эллисом мелодии Бизе. Прекрасно проявил себя Роджерс, чей контрабас впечатляюще звучит в Seguidilla и в Toreador, хорош в последней композиции и Марсалис. Версаче подтвердил свой класс яркими соло в Card Song и Flower Song, а более всего – дуэтами с лидером квартета. Эллис использовал в этой программе несколько типов саксофонов и бас-кларнет с максимальным эффектом. Особенно сильно выглядел его тенор-сакс во Flower Song, с успехом заменивший вокальную партию Дона Хосе для мужского тенора. Словом, Кармен, похоже, овладела еще и искусством импровизации. Как вспоминает выступление на фестивале сам Эллис, «мы играли для франкоязычной аудитории на Сен-Бартс и было приятно видеть отклик публики на то, что мы сделали со всем известным репертуаром. Эта музыка столь популярна, что она сама по себе соединяет людей. Все прошло замечательно и я понял, что это надо задокументировать».
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...