Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, много работал над музыкой для театральных постановок. В тесном сотрудничестве с драматургом Энди Брегеном он выпустил по их следам альбомы MOBRO (2014) и The Ice Siren (2020), где вокальную партию исполняла Гретхен Парлато. В своих камерных составах Эллис продолжал сотрудничать со своими ньюйоркскими и новоорлеанскими старыми друзьями: Аароном Гольдбергом, Николасом Пэйтоном, Джейсоном Марсалисом. Новейшая работа Эллиса также имеет прямое отношение и к миру театра, и к кругу его старых партнеров.
Ее история такова. Джон постоянно участвовал в музыкальных фестивалях на карибском острове Сен-Барт, заморской территории Франции. Фестивали на Сен-Барт посвящены преимущественно академической музыке, но с небольшим вкраплением джаза. Фестиваль 2020 года организаторы решили провести под знаком одной музыкальной темы, имя которой Кармен. К Эллису обратились с просьбой внести в эту тему джазовый компонент. Так появилась специальная программа, превратившаяся в этом году в альбом Bizet: Carmen in Jazz. Нет нужды говорить, что музыка французского композитора, наполненная испанскими мотивами, относится к числу самых популярных произведений академической музыки. Пару строк из этой оперы с большим или меньшим успехом вспомнит, наверное, каждый. Эллис заставил Кармен заговорить на языке джаза. Конечно, он сделал это не один, а с помощью коллег по квартету, которым, как и ему, много лет жившему в Новом Орлеане, франко-испанские мотивы были тоже не чужды.
Квартет Эллиса выглядит очень представительно. Басист Ройбен Роджерс – также уроженец карибского острова: Сент-Томас из группы американских Виргинских островов, а это совсем недалеко, в географическом и культурном смысле от Сен-Барта. Самый младший представитель музыкального семейства Марсалисов, барабанщик Джейсон Марсалис – коренной новоорлеанец, и этим все сказано. Что же касается опытнейшего пианиста Гэри Версаче, то он прекрасно адаптируется в любом стиле.
В альбом вошло шесть композиций Бизе в аранжировке Эллиса, причем в Habanera и в Toreador звучат самые узнаваемые и сознательно сохраненные Эллисом мелодии Бизе. Прекрасно проявил себя Роджерс, чей контрабас впечатляюще звучит в Seguidilla и в Toreador, хорош в последней композиции и Марсалис. Версаче подтвердил свой класс яркими соло в Card Song и Flower Song, а более всего – дуэтами с лидером квартета. Эллис использовал в этой программе несколько типов саксофонов и бас-кларнет с максимальным эффектом. Особенно сильно выглядел его тенор-сакс во Flower Song, с успехом заменивший вокальную партию Дона Хосе для мужского тенора. Словом, Кармен, похоже, овладела еще и искусством импровизации. Как вспоминает выступление на фестивале сам Эллис, «мы играли для франкоязычной аудитории на Сен-Бартс и было приятно видеть отклик публики на то, что мы сделали со всем известным репертуаром. Эта музыка столь популярна, что она сама по себе соединяет людей. Все прошло замечательно и я понял, что это надо задокументировать».
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...