Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, много работал над музыкой для театральных постановок. В тесном сотрудничестве с драматургом Энди Брегеном он выпустил по их следам альбомы MOBRO (2014) и The Ice Siren (2020), где вокальную партию исполняла Гретхен Парлато. В своих камерных составах Эллис продолжал сотрудничать со своими ньюйоркскими и новоорлеанскими старыми друзьями: Аароном Гольдбергом, Николасом Пэйтоном, Джейсоном Марсалисом. Новейшая работа Эллиса также имеет прямое отношение и к миру театра, и к кругу его старых партнеров.
Ее история такова. Джон постоянно участвовал в музыкальных фестивалях на карибском острове Сен-Барт, заморской территории Франции. Фестивали на Сен-Барт посвящены преимущественно академической музыке, но с небольшим вкраплением джаза. Фестиваль 2020 года организаторы решили провести под знаком одной музыкальной темы, имя которой Кармен. К Эллису обратились с просьбой внести в эту тему джазовый компонент. Так появилась специальная программа, превратившаяся в этом году в альбом Bizet: Carmen in Jazz. Нет нужды говорить, что музыка французского композитора, наполненная испанскими мотивами, относится к числу самых популярных произведений академической музыки. Пару строк из этой оперы с большим или меньшим успехом вспомнит, наверное, каждый. Эллис заставил Кармен заговорить на языке джаза. Конечно, он сделал это не один, а с помощью коллег по квартету, которым, как и ему, много лет жившему в Новом Орлеане, франко-испанские мотивы были тоже не чужды.
Квартет Эллиса выглядит очень представительно. Басист Ройбен Роджерс – также уроженец карибского острова: Сент-Томас из группы американских Виргинских островов, а это совсем недалеко, в географическом и культурном смысле от Сен-Барта. Самый младший представитель музыкального семейства Марсалисов, барабанщик Джейсон Марсалис – коренной новоорлеанец, и этим все сказано. Что же касается опытнейшего пианиста Гэри Версаче, то он прекрасно адаптируется в любом стиле.
В альбом вошло шесть композиций Бизе в аранжировке Эллиса, причем в Habanera и в Toreador звучат самые узнаваемые и сознательно сохраненные Эллисом мелодии Бизе. Прекрасно проявил себя Роджерс, чей контрабас впечатляюще звучит в Seguidilla и в Toreador, хорош в последней композиции и Марсалис. Версаче подтвердил свой класс яркими соло в Card Song и Flower Song, а более всего – дуэтами с лидером квартета. Эллис использовал в этой программе несколько типов саксофонов и бас-кларнет с максимальным эффектом. Особенно сильно выглядел его тенор-сакс во Flower Song, с успехом заменивший вокальную партию Дона Хосе для мужского тенора. Словом, Кармен, похоже, овладела еще и искусством импровизации. Как вспоминает выступление на фестивале сам Эллис, «мы играли для франкоязычной аудитории на Сен-Бартс и было приятно видеть отклик публики на то, что мы сделали со всем известным репертуаром. Эта музыка столь популярна, что она сама по себе соединяет людей. Все прошло замечательно и я понял, что это надо задокументировать».
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...