Alexander Ragazanov / Yuri Yaremchuk / Igor Ivanushkin - Attraction of the Elements
16.12.2023
На обложке этого альбома – три имени. И это правильно. Дело в том, что Александр Рагазанов, Юрий Яремчук и Игорь Иванушкин играют в той стилистике, где просто по определению не бывает лидера и сайдменов. Мэйнстрим – это не про них. Все трое музыкантов предпочитают фри-джаз и новую импровизационную музыку, все трое достигли в этой сфере больших успехов, входят в элитную группу мастеров этого направления в России, да и за ее пределами хорошо известны. Александр Рагазанов в разное время работал с Вячеславом Гайворонским, Андреем Светловым, Алексеем Кругловым, Юзефом Скжеком, Яаком Соояааром, Юрий Яремчук играл с Сергеем Летовым, Аркадием Шилклопером, Ильей Белоруковым, Кеном Вандермарком, Клаусом Кугелем, Филом Минтоном, группой «Второе приближение», именно группа «Второе приближение» - «основное место работы» Игоря Иванушкина, но и он играл с теми же Шилклопером и Кругловым, Кугелем и Владимиром Тарасовым, Дидье Локвудом и Бирели Лагреном. Для всех троих любимые форматы – камерные составы, чаще всего дуэты и трио, так что, наверное, работа над Attraction of the Elements оказалась приятной для всех троих.
Но первым на обложке стоит имя ударника и композитора из Санкт-Петербурга Александра Рагазанова. И это тоже правильно. Именно Александр был «мотором» этого проекта, сочинил всю музыкальную концепцию будущего альбома и продюсировал проект. Как он сам утверждает, «…Конечно, я не расписывал партитуры своим коллегам, но вектор, направление, характер предполагаемых композиций, динамика, инструментальные вступления в целом, были продуманы мной в текстовых описаниях. В то же время мне было важно сохранить свободу импровизаций и добиться более яркого и объемного звучания, зачастую не свойственного акустическим трио». Альбом записывался в марте 2023 года в московской JustStudio. Все ли задуманное получилось? На мой взгляд – да, а читающим этот текст стоит оценить работу музыкантов самостоятельно, Attraction of the Elements – из тех альбомов, которые просто нельзя пропустить, если, конечно, вам близка данная стилистика.
Attraction of the Elements – это почти час звучания, десять композиций, от коротких зарисовок, вроде Extract of Oriental Spices или Habanero, и до объемных полотен типа Unigue Ornamentation и Magical Coincidences. Кстати, именно финальная Magical Coincidences вместе с Fencer стали для меня вершинами этого альбома. Это, разумеется, вкусовое, и у каждого здесь могут быть свои предпочтения – выбирать есть из чего. Символично, что стартовая, она же титульная, Attraction of the Elements начинается с довольно продолжительного соло ударных. Рагазанов – виртуоз ударных, но кроме того, он прекрасно слышит своих партнеров, хорошо чувствует, когда надо остаться в тени, когда – выйти на авансцену. Очень порадовал Яремчук. В этом трио – он самый старший по возрасту, но его фирменное звучание, что на саксофонах (Юрий использовал здесь тенор и сопрано), что на кларнете, выдающаяся техника игры по-прежнему впечатляют. Не менее сильное впечатление оставил и Игорь Иванушкин. Басист чрезвычайно чуткий к партнерам, он особенно ярко, на мой взгляд, проявил себя в диалогах с Рагазановым в Fencer и с Яремчуком в Almond.
… Десять лет назад мне в Минске довелось довольно обстоятельно побеседовать с Юрием Яремчуком. В разговоре, характеризуя хорошее взаимопонимание с партнерами, Юрий употребил термин «общее состояние». Разумеется, мы ничего не знаем о том, как каждый в этом трио оценивает получившийся альбом. Но, глядя снаружи, а не изнутри, мне кажется, такого рода общее состояние не покидало музыкантов в течение всей сессии записи Attraction of the Elements.
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...