Три коротких имени и не менее короткое название запечатлены на обложке этого альбома, который издает авангардный лейбл из Чикаго Irritable Mystic Records в начале июня текущего года. Трио Стайн / Смит / Шид возникло осенью 2021 года в Чикаго и сразу привлекло внимание поклонников неидиоматической импровизационной музыки. В состав этого трио вошли весьма интересные музыканты. Джейсон Стайн – один из очень немногих в современном джазе музыкантов, для кого бас-кларнет является основным и единственным инструментом. Журнал The Wire писал, что Стайн – самый выдающийся бас-кларнетист со времен Эрика Дольфи. Напомним, что для Дольфи этот инструмент был далеко не единственным. У Стайна уже довольно объемная дискография, причем он играет, как пост-боп, так и авангардный джаз. Его коллега по трио, басист Дэймон Смит, в этом смысле более последователен. Он предпочитает исключительно свободную импровизацию и во внушительном списке его партнеров есть много знаменитостей: Сесил Тейлор, Петер Бретцманн, Джон Чикаи, Эллиотт Шарп и так далее. Самый молодой участник трио – ударник Адам Шид, уже ставший заметной фигурой на джазовой сцене Чикаго, качественно играя в любой стилистике.
После образования трио Стайн, Смит и Шид начали активно концертировать, в 2022 году выпустили альбом Volumes & Surfaces, а нынешний релиз Hum составили две композиции, записанные на финише большого концертного тура по Штатам: одна запись была сделана 28 апреля 2022 года в Лафайетте, Индиана, а другая – на следующий день уже в Мэдисоне, Висконсин. Обе записи весьма продолжительны по времени звучания: более двадцати минут каждая. Музыканты назвали эти импровизационные пьесы Yawning Flock и Precipitous Halo – оба названия они заимствовали у известного современного американского поэта и прозаика Натаниэля МакКи. При самой высокой оценке работы Смита и Шида в этих сессиях, главным персонажем обоих треков остается все же Стайн. Я даже не буду пытаться описывать все, что он умеет делать с помощью бас-кларнета – поверьте, это настоящий виртуоз. Думаю, Hum с энтузиазмом встретят поклонники свободной импровизации, а остальных я призываю обратиться к этому альбому хотя бы для того, чтобы оценить высокое мастерство Джейсона Стайна.
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...