Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу и предпочитает работать именно в такой стилистике. Его музыку можно назвать эстетским джазом, а можно – современной камерной академической музыкой с элементами импровизации – и то, и другое определение будет отчасти верным. Отчасти – потому что категоричные словесные конструкции не могут в полной мере передать особенности музыки, а в работах Юлери помимо всего есть красота, которую воспринимаешь чисто эмоционально.
Пару лет назад Юлери получил грант от своего родного города, рассчитанный на запись трех альбомов. Первый из них, Become Giant, вышел в 2022 году (о нем можно прочесть на сайте), третий еще в перспективе, а второй – это и есть Mannerist, выпущенный на собственном лейбле Мэтта Woolgathering Records. Если в Become Giant Юлери предпочел ввести в дополнение к солирующей скрипке и ритм-группе струнный квартет, то для Mannerist он приберег другой вариант. Здесь вместе с классическим джазовым трио (фортепьяно-контрабас-ударные) звучат медные и деревянные музыкальные инструменты, причем, как привычные для джаза (тенор-саксофон, труба, тромбон, кларнет), так и гораздо более редкие (гобой, фагот, валторна). Всего был задействован состав из одиннадцати исполнителей. Как поясняет сам Юлери, «Мне нравится, как элегантно звучит музыка, исполняемая ансамблем большего формата. Но - не большим оркестром, требующим дирижера, потому что при этом теряется камерность». Что касается соотношения заранее сочиненной и импровизированной музыки, то он говорит об этом так: «Музыка обоих альбомов (имеются ввиду Become Giant и Mannerist – Л.А.) преимущественно сочинена заранее, но есть здесь и импровизация в тех местах, которые помогают раскрыть энергию, заложенную в форму».
Наверное, элегантность – это подходящее определение для шести композиций, составивших программу Mannerist. Тут есть и новые вещи Мэтта, и переосмысленные более ранние сочинения. Стартовую композицию Bridges он написал в 2019 году для исполнения на конкурсе джазовых трубачей в Чикаго. В новой аранжировке пьеса заблистала очевидными новыми красками. The Prairie is a Rolling Ocean уже звучала на альбоме Юлери Sifting Stars (2018), но сейчас вместо двух альтовых, двух теноровых и одного баритон-саксофона он выдвинул на авансцену академические духовые инструменты, и новый результат он расценивает, как даже более интересный. Мне кажется, вдумчивые слушатели по достоинству оценят и его новую работу в целом. Ну, а какая музыка покажется интереснее, с духовыми или со струнными, - это уже дело вкусов.
(Matt Ulery – b; Paul Bedal – p; Jon Deitemyer – dr; Dustin Laurenzi – ts; James Davis – tp; Chris Shuttleworth – tb; Zachary Good – cl; Andrew Nogal – oboe; Ben Roidl-Ward – bassoon; Constance Volk – fl; Matthew Oliphant - French horn;)
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...
Начало двадцатых годов этого столетия выдалось трудным для всех из-за пандемии. Но особенно тяжелым это время стало для прекрасного джазового гитариста Джона Стейна. Едва закончился локдаун и музыкальная индустрия начала оживать, как Джона свалила ...