Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу и предпочитает работать именно в такой стилистике. Его музыку можно назвать эстетским джазом, а можно – современной камерной академической музыкой с элементами импровизации – и то, и другое определение будет отчасти верным. Отчасти – потому что категоричные словесные конструкции не могут в полной мере передать особенности музыки, а в работах Юлери помимо всего есть красота, которую воспринимаешь чисто эмоционально.
Пару лет назад Юлери получил грант от своего родного города, рассчитанный на запись трех альбомов. Первый из них, Become Giant, вышел в 2022 году (о нем можно прочесть на сайте), третий еще в перспективе, а второй – это и есть Mannerist, выпущенный на собственном лейбле Мэтта Woolgathering Records. Если в Become Giant Юлери предпочел ввести в дополнение к солирующей скрипке и ритм-группе струнный квартет, то для Mannerist он приберег другой вариант. Здесь вместе с классическим джазовым трио (фортепьяно-контрабас-ударные) звучат медные и деревянные музыкальные инструменты, причем, как привычные для джаза (тенор-саксофон, труба, тромбон, кларнет), так и гораздо более редкие (гобой, фагот, валторна). Всего был задействован состав из одиннадцати исполнителей. Как поясняет сам Юлери, «Мне нравится, как элегантно звучит музыка, исполняемая ансамблем большего формата. Но - не большим оркестром, требующим дирижера, потому что при этом теряется камерность». Что касается соотношения заранее сочиненной и импровизированной музыки, то он говорит об этом так: «Музыка обоих альбомов (имеются ввиду Become Giant и Mannerist – Л.А.) преимущественно сочинена заранее, но есть здесь и импровизация в тех местах, которые помогают раскрыть энергию, заложенную в форму».
Наверное, элегантность – это подходящее определение для шести композиций, составивших программу Mannerist. Тут есть и новые вещи Мэтта, и переосмысленные более ранние сочинения. Стартовую композицию Bridges он написал в 2019 году для исполнения на конкурсе джазовых трубачей в Чикаго. В новой аранжировке пьеса заблистала очевидными новыми красками. The Prairie is a Rolling Ocean уже звучала на альбоме Юлери Sifting Stars (2018), но сейчас вместо двух альтовых, двух теноровых и одного баритон-саксофона он выдвинул на авансцену академические духовые инструменты, и новый результат он расценивает, как даже более интересный. Мне кажется, вдумчивые слушатели по достоинству оценят и его новую работу в целом. Ну, а какая музыка покажется интереснее, с духовыми или со струнными, - это уже дело вкусов.
(Matt Ulery – b; Paul Bedal – p; Jon Deitemyer – dr; Dustin Laurenzi – ts; James Davis – tp; Chris Shuttleworth – tb; Zachary Good – cl; Andrew Nogal – oboe; Ben Roidl-Ward – bassoon; Constance Volk – fl; Matthew Oliphant - French horn;)
музыкальный стиль: академическая музыка, кроссовер
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
музыкальный стиль: мэйнстрим, госпел, ритм-энд-блюз
Долгих шесть лет продолжалась работа над этим дебютным альбомом американской вокалистки Нади Вашингтон. Уроженка Далласа, Техас, она, дочь певицы Нельды Вашингтон, с самых юных лет не представляла для себя иной карьеры, кроме певческой. Надя в ...
Основатель и руководитель лейбла Outside in Music Ник Финцер – еще и практикующий музыкант, тромбонист, бэндлидер и композитор, причем не рядовой. Он закончил два известных учебных заведения в Нью-Йорке: Eastman School of Music, а затем The ...