Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством знаменитостей: тут и Ли Кониц, и Дэйв Либмэн, и Брайан Блэйд, и The Manhattan Transfer, и Maria Schneider Orchestra … список можно продолжать очень долго. МакКенн не только играет и сочиняет музыку, но и оценивает ее в качестве журналиста: его материалы появляются в Guitar Player и DownBeat. Если же говорить о собственном творчестве музыканта, то его дискография насчитывает шесть альбомов, а седьмой, Without Question, увидит свет в начале августа. О нем-то мы и поговорим.
«Без вопросов» - так назвал и альбом в целом, и его титульную композицию Пит МакКенн. Это энергичное утверждение, как поясняет музыкант, относится к тому факту, что и в игре на гитаре, и в сочинении музыки, ему удалось выработать свой индивидуальный стиль. Разумеется, он учился у других. Свидетельством тому могут служить в альбоме композиции I Can Remember, посвященная его любимому гитаристу Джону Аберкромби (насколько близки их манеры игры – судить экспертам) и Lovely Thing – трибьют саксофонисту Ли Коницу, с которым МакКенн сотрудничал весьма плодотворно. Есть в альбоме и еще одно посвящение: в блюзовую форму Пит облек свой трибьют выдающемуся академическому композитору ХХ века Оливье Мессиану Blues for O.M. Стоит упомянуть, что все десять пьес в Without Question – авторские. И если продолжить разговор о тематике пьес, то целый ряд композиций МакКенна посвящен пандемии и ее последствиям. Hindsight была первой композицией, сочиненной Питом в период локдауна, Lost City – впечатления от первой поездки по ночному Нью-Йорку после окончания локдауна, а January, написанная в начале 2022 года – это рефлексия по году ушедшему и надежды на будущее. Есть в альбоме и пьесы социального звучания: Conspiracy Theory и Erase the Hate.
Альбом записан в формате квинтета и является электроакустическим. Сам МакКенн играет и на акустическом инструменте, и на электрогитаре, басист Мэтт Паволка чередует контрабас и бас-гитару, а Генри Хей – фортепьяно и клавишные. Ну, а основным партнером лидера безусловно является саксофонист Стив Уилсон, очень ярко раскрывшийся в этой программе. Я имею ввиду и титульную Without Question, где Стив и Пит чередуют свои сольные партии, и жесткую Conspiracy Theory, и Trifecta, где он особенно хорош. Сам Пит МакКенн понравился также в лиричных медленных темах Lost City и January. Это действительно разносторонний профессионал высокого класса, в чем я рекомендую убедиться, прослушав Without Question.
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...
Orange Grove Publicity и Эрнесто Червини часто представляют нам молодые лица канадского джаза, их первые альбомы. В данном случае все не так. Для пианиста, композитора и бэнд-лидера Франсуа Бурассы из Монреаля концертный альбом Swirl : Live at ...
Интересный гость с нестандартной судьбой сегодня в нашем обзоре. Очевидно, уроженец Стамбула Фуат Туач музыку любил давно, но, как о профессии изначально не думал. Фуат стал юристом, видимо, неплохим, поскольку работал в этом качестве не только в ...
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...