Встреча с очень любопытным коллективом ожидает слушателей под обложкой альбома Okantomi, третьего в дискографии ансамбля OKAN. Возник этот коллектив в Торонто в 2017 году и сегодня хорошо известен во всей Канаде, гастролировал он и в Штатах. Альбом 2020 года Espiral, выпущенный OKAN, получил самую престижную канадскую премию в области грамзаписи Джюно. С самого начала и по сей день у OKAN два равноправных лидера: скрипачка и вокалистка Элизабет Родригес и перкуссионистка и вокалистка Магделис Савинь. Вместе они сочиняют музыку для OKAN, вместе являются номинантами премий Грэмми и Латинская Грэмми. Последняя номинация вполне логична – этот канадский ансамбль создан кубинками и Куба – главная тема его творчества.
Для меня знакомство с OKAN началось именно с этого альбома, и, исходя из музыки и идейного наполнения Okantomi, я бы назвал OKAN канадско-кубинским женским ответом знаменитому американо-кубинскому пианисту Омару Сосе. Этих исполнителей объединяет очень многое: фундаментальная опора на афро-кубинскую музыкальную традицию, переплетенную с джазом (а в случае OKAN еще и с академической музыкой), любовь к своей островной родине, а еще почитание распространенной среди афро-кубинцев синкретической религии, которую ее адепты называют лакуми, а за пределами Кубы – сантерия (сами афро-кубинцы считают это название уничижительным). Это причудливая смесь верований африканского народа йоруба (значительная часть рабов, в свое время привезенных на Кубу, принадлежала к йоруба) с католицизмом. Разумеется, у возглавляемого женщинами OKAN (сердце – в терминологии лакуми) есть и свои особые, чисто женские темы, неподвластные Омару Сосе.
В программе Okantomi я бы выделил несколько основных и переплетающихся друг с другом пластов. Один – это композиции, связанные с культом лакуми, другой – материнство, третий – родная Куба и ее проблемы. Тему лакуми поднимает уже стартовая композиция Eshu Nigue – это имя получила при инициации Магделис Савинь в честь Элегуа, живущего в лесах могущественного духа (ориша), управляющего всеми путями и дорогами. Титульная Okantomi воспевает Ошуна, духа, который защищает людей, находящихся далеко от дома – это еще и прямой отклик на самоощущение недавних эмигрантов с Кубы в той же Канаде или США. Oriki Oshun посвящена женскому духу, покровителю всех матерей и женщин в целом. С этой песней тесно связана нежная баллада A Solas Contigo, отражающая страхи и мучительную тревогу Элизабет перед рождением сына, а Guerrero воспевает уже новорожденного. La Reina Del Norte и финальная реприза Reina Conga Outro ведут слушателя в провинцию Сантьяго-де-Куба, родину музыкального стиля конго, а No Volvi – острый политический трек, где любовь к Кубе смешана с яростной критикой ее посткастровских правителей. Особняком в программе стоитPreludio y Changui, единственная не авторская композиция, основанная на Prelude & Allegro Фрица Крейслера – эффектная квази-академическая музыка, где царят, естественно, скрипки.
Тут уместно вспомнить, что помимо основного состава OKAN Элизабет и Магделис привлекли к записи альбома большую группу гостей, инструменталистов и вокалистов, включая отличного гитариста Элмера Феррера и академическую исполнительницу-скрипачку Лару Сент-Джон, составившую великолепный дуэт с Элизабет Родригес в вышеупомянутой Preludio y Changui. Резюмируя, можно предположить, что этот проект существенно расширит ваши представления о кубинской музыке.
Проекта, подобного этому я ждал давно. Мне всегда казалось странным, что если джазовые музыканты многократно обращались к интерпретациям музыки Beatles , то проектов, посвященных музыке Пола Саймона, мне ранее встречать не доводилось. Заранее ...
Любой мало-мальски интересующийся джазом человек, ознакомившись с названием этого альбома, сразу обратит внимание на его сходство со знаменитым Bitches Brew. И сходство это не случайно. В 2019 году исполнилось пятьдесят лет с тех пор, как «Черный ...
Несмотря на свою «островную» фамилию, итальянский музыкант и композитор электронной музыки Луи Сицилиано родился в материковой части страны: он появился на свет в Неаполе в 1975 году. Сицилиано очень много работает для кино, телевидения, театра, ...
Ирландия дала мировой культуре целое созвездие величайших писателей – от Свифта и Бернарда Шоу до Джойса и Бекета. Хватает знаменитостей ирландского происхождения и в сфере рок-музыки: вспомним хотя бы Боно. А вот в джазе ирландцы как-то не на ...
Рассказ об этом релизе приходится начинать не с музыки, а с истории, географии и этнографии. Lowcountry или «Низкая страна» (почти Нидерланды) – так называют в США участок побережья от юга Северной Каролины до севера Флориды с прилегающими ...
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...