В 2019 году английский музыкант Лео Абрахамс, гитарист и электронщик, с большим концертным туром выступал в России. Эхо тех гастролей до сих пор продолжает звучать на наших страницах. В 2021 году Лео выпустил альбом Scene Memory 2, где представил уже всем желающим услышать программу, специально подготовленную для выступлений в Сибири. Мне довелось писать об этом альбоме, и тот текст можно легко найти на нашем сайте. И вот, в конце 2023 года – новый отзвук, на сей раз выступления Лео в Воронеже, в книжном клубе «Петровский». Там Абрахамс отыграл соло первую половину концерта, а после перерыва к нему присоединились два местных музыканта: басист Олег Сальков и электронщик Никита Бондаренко. Эта сорокапятиминутная совместная импровизация так бы и осталась памятной только тем, кто был в тот вечер в «Петровском», но, к счастью, музыкант и композитор, а по совместительству – шеф небольшого сетевого лейбла Contempora Юрий Виноградов (ряд его собственных работ также представлен на сайте) выпустил запись этого джэма под названием 30000 Celestial Bodies. Впечатлениями от этой музыки и хочется поделиться.
В обзоре вышеупомянутого Scene Memory 2 сравнительно подробно была представлена и творческая биография Абрахамса, поэтому сейчас я эту тему не затрагиваю, а вот несколько слов о его воронежских партнерах сказать необходимо. Оба они – люди известные на воронежской сцене. Цитирую пресс-релиз от Виноградова: «Никита Бондаренко - музыкант из Воронежа, участник многих разноплановых музыкальных проектов. Лидер и основатель ноу-вейв группы Суперкульт, синт-вейв дуэта Кузина, сольных проектов «Труп Колдуна» (экстравагантного жанра данжн синт) и электронных Sheepray и KEXBR. Также участник групп «Другое Дело», «ЦЁЙ» и Happy55… Олег Сальков – бас-гитарист … Его музыкальные интересы простираются от инди-рока до фри-джаза и современной академической музыки. Участник импров-трио «duso», инди-групп «Другое Дело» и «ЦЁЙ», прогрессив-фолк коллектива «Абастрактор», академического проекта «Happy55» , ноу-вейв группы «Суперкульт». Лидер нео-соул группы «ЭваЭва».
Что же они сотворили вместе? Лео Абрахамс известен своей любовью к эмбиенту. Юрий Виноградов называет его совместное выступление с Бондаренко и Сальковым также эмбиентом. Признаюсь честно: особого пристрастия к этому направлению никогда не питал. Эта музыка всегда казалась мне более или менее приятным фоном, порой скучноватой, порой расслабляющей. Что ж, видно я не тот эмбиент слушал… Во всяком случае, академический час звучания 30000 Celestial Bodies скучать определенно не дал. Необычайно эффектная, интенсивная, постоянно и разнообразно звучащая электроника, пульсирующие ритмические структуры, затейливо вплетенные в этот саунд шумы и голоса, включая отрывок из советского научно-популярного фильма о гибели гипотетической планеты Фаэтон, располагавшейся, как предполагают, между Марсом и Юпитером (плод домашних заготовок воронежских партнеров Абрахамса). Можно, конечно, расслышать в этом джэме и некие космические звучания, но мне музыка англо-российского трио показалась, наоборот, очень земной, очень современной и, если хотите, пророчески-трагической. При этом нигде я не ощутил каких-то лишних «стыков» или лакун, когда партнеры теряют нить развития и мучительно ищут варианты продолжения – так бывает, но не в этот раз: слаженность и взаимопонимание на сцене «Петровского» в тот вечер были на таком высоком уровне, словно Никита и Олег не раз «прогоняли» эту программу с Лео на репетициях. Отличный концерт, сыгранный на одном дыхании, концерт, ставший для меня скорее прекрасным образцом свободной импровизации на электронной основе, чем эмбиентом. Впрочем, дело не в ярлычках…
Альбом Reunion – дебют нового биг-бэнда на американской сцене, дебют в качестве его руководителя мультинструменталиста, композитора и аранжировщика Дрю Зарембы. Именно в последних двух ипостасях он известен более всего. Дрю писал и аранжировал ...
Из названия проекта понятно, что речь идет об альбоме-трибьюте. Любопытно, что если отбросить понятную разницу в возрасте, то биографии героя трибьюта и создателя этого альбома кажутся во многом зеркальными. Трубач и композитор Кенни Уилер ...
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...