Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный по стилистике проект и в том обзоре можно найти и биографические данные обоих музыкантов. И вот – новый альбом, где на обложке стоит только имя Соломевича, но среди его партнеров по проекту Desde el Sur мы вновь видим имя Прошиа (на сей раз только с тенор-саксофоном) в компании гитариста Аугусто Веги и ударника Мануэля Вайля.
Для нас, жителей Северного полушария слово «юг» ассоциируется с теплом, солнцем, возможно, ласковым морем, в общем, это чем-то похоже на земной рай, где каждый мечтает провести отпуск. Совсем иные ассоциации у аргентинцев. Чем дальше к югу от Буэнос-Айреса, тем все суровее. Сначала это пампасы, засушливые степные просторы Патагонии, а там уже и край Южной Америки, где вовсю ощущается дыхание Антарктики. «С юга» - так называется альбом возглавляемого Федерико Соломевичем квартета, и Начо Мозе, автор комментариев к проекту на bandcamp музыканта, вспоминает знаменитый рассказ великого Борхеса «Юг», сравнивая двойственность восприятия реальности героем рассказа с двойственным характером музыки Соломевича, где американские истоки джаза переплетаются с впитанными с молоком матери аргентинскими мотивами.
Не знаю, насколько прав Начо, но музыка Desde el Sur совершенно не похожа на Rizoma. Тут нет радикально авангардных звучаний, саунд альбома существенно ближе к мэйнстриму, с тенор-саксофоном и гитарой на первых ролях. Контрабас лидера, безусловно, заметен, но Соломевич в этой работе, на мой взгляд, прежде всего композитор (автор всех пяти пьес альбома) и лидер квартета, организующее и направляющее начало. Композиции Федерико, особенно титульная Desde el Sur, хороши своим, да, несколько суровым мелодизмом, оставляющим, однако, место для импровизационных изысков Прошиа и Веги (последний очень эффектен в Segundo aire). Альбом невелик – всего двадцать минут звучания, но содержателен: стоит услышать!
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...