Творческие пути-дороги американской вокалистки Гретчен Парлато и гитариста из африканского государства Бенин Лионеля Луэке частенько пересекались. Мир музыки стал наследственным даром для уроженки Лос-Анджелеса Гретчен Парлато: ее отец играл на басу у Фрэнка Заппы, дед пел и играл на трубе в биг-бэндах. Гретчен начинала с увлечения босса-новой, а в 2004 году победила в престижнейшем конкурсе вокалистов им. Телониуса Монка. Ее первый альбом появился годом спустя – стех пор и ее собственная дискография заметно выросла, и в записях других исполнителей она участвовала более 80 раз. Парлато доводилось работать с Уэйном Шортером, Крисом Поттером, Херби Хэнкоком и другими звездами, она уже несколько раз становилась номинантом Грэмми. Луэке (р.1973) старше Гретчен на три года. Он рос, слушая таких гитаристов, как Джордж Бенсон, Джо Пасс и Вес Монтгомери. Луэке учился музыке в соседнем Кот д’Ивуаре, во Франции и в США. У него также внушительный список знаменитых партнеров – от Авишаи Коэна до Кассандры Уилсон. Свой первый альбом он, как и Парлато, выпустил в 2005 году и также имеет уже солидную дискографию и целый ряд престижных наград.
Лионель и Гретчен познакомились в 2001 году, когда оба учились в Институте джаза им. Телониуса Монка в Лос-Анджелесе, оба одновременно перебрались в Нью-Йорк в 2003 году и с тех пор часто играли дуэтом и участвовали в проектах друг друга, так что за двадцать лет их творческая и человеческая дружба стала только крепче. Очередное тому свидетельство – совместный альбом Lean In, которому они предпослали такие строки: «После двадцати лет пути музыкальных единомышленников, от студенческой скамьи и до профессиональных партнеров, мы решили, что настало время для создания Lean In. Название это прославляет идею опоры друг на друга, веры в наш мир с любовью, состраданием и взаимопониманием. Во времена, когда исцеление и действия необходимы больше всего (работа над альбомом начиналась в дни пандемии – Л.А.), мы делимся с вами песнями вдохновения, размышлений, удивления и единства. Пусть наша музыка будет источником света, комфорта и надежды».
Результат совместной работы – программа из 12 треков собственного сочинения и каверов, где оба поют (песни звучат на английском, португальском и фон (языке одного из народов Бенина), иногда в унисон, оба очень активно работают с перкуссией, и стандартной и традиционной, африканской и латинской, что придает альбому ни с чем не сравнимый специфический колорит. Дуэт усилен ударником Марком Джулианой, работавшим ранее с Парлато в нескольких проектах и басистом Барнисом Тревисом. В двух песнях звучат и голоса младшего поколения музыкантов – Марли Джулианы и Лизы Луэке. Голос Гретчен не блистает широтой диапазона, но необычайно выразителен. Лионель безукоризненно точен в аккомпанементе. Пожалуй, разнообразие ритмических рисунков, настроений и стилистики разных треков, делает затруднительным «назначение» какого-либо номера пиком альбома. Субъективно, мне больше пришлись по душе стартовая Akwê, бразильская тема Astronauta и композиция Луэке Nonvignon, в наибольшей степени отвечающая благородному месседжу альбома в целом.
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...