Творческие пути-дороги американской вокалистки Гретчен Парлато и гитариста из африканского государства Бенин Лионеля Луэке частенько пересекались. Мир музыки стал наследственным даром для уроженки Лос-Анджелеса Гретчен Парлато: ее отец играл на басу у Фрэнка Заппы, дед пел и играл на трубе в биг-бэндах. Гретчен начинала с увлечения босса-новой, а в 2004 году победила в престижнейшем конкурсе вокалистов им. Телониуса Монка. Ее первый альбом появился годом спустя – стех пор и ее собственная дискография заметно выросла, и в записях других исполнителей она участвовала более 80 раз. Парлато доводилось работать с Уэйном Шортером, Крисом Поттером, Херби Хэнкоком и другими звездами, она уже несколько раз становилась номинантом Грэмми. Луэке (р.1973) старше Гретчен на три года. Он рос, слушая таких гитаристов, как Джордж Бенсон, Джо Пасс и Вес Монтгомери. Луэке учился музыке в соседнем Кот д’Ивуаре, во Франции и в США. У него также внушительный список знаменитых партнеров – от Авишаи Коэна до Кассандры Уилсон. Свой первый альбом он, как и Парлато, выпустил в 2005 году и также имеет уже солидную дискографию и целый ряд престижных наград.
Лионель и Гретчен познакомились в 2001 году, когда оба учились в Институте джаза им. Телониуса Монка в Лос-Анджелесе, оба одновременно перебрались в Нью-Йорк в 2003 году и с тех пор часто играли дуэтом и участвовали в проектах друг друга, так что за двадцать лет их творческая и человеческая дружба стала только крепче. Очередное тому свидетельство – совместный альбом Lean In, которому они предпослали такие строки: «После двадцати лет пути музыкальных единомышленников, от студенческой скамьи и до профессиональных партнеров, мы решили, что настало время для создания Lean In. Название это прославляет идею опоры друг на друга, веры в наш мир с любовью, состраданием и взаимопониманием. Во времена, когда исцеление и действия необходимы больше всего (работа над альбомом начиналась в дни пандемии – Л.А.), мы делимся с вами песнями вдохновения, размышлений, удивления и единства. Пусть наша музыка будет источником света, комфорта и надежды».
Результат совместной работы – программа из 12 треков собственного сочинения и каверов, где оба поют (песни звучат на английском, португальском и фон (языке одного из народов Бенина), иногда в унисон, оба очень активно работают с перкуссией, и стандартной и традиционной, африканской и латинской, что придает альбому ни с чем не сравнимый специфический колорит. Дуэт усилен ударником Марком Джулианой, работавшим ранее с Парлато в нескольких проектах и басистом Барнисом Тревисом. В двух песнях звучат и голоса младшего поколения музыкантов – Марли Джулианы и Лизы Луэке. Голос Гретчен не блистает широтой диапазона, но необычайно выразителен. Лионель безукоризненно точен в аккомпанементе. Пожалуй, разнообразие ритмических рисунков, настроений и стилистики разных треков, делает затруднительным «назначение» какого-либо номера пиком альбома. Субъективно, мне больше пришлись по душе стартовая Akwê, бразильская тема Astronauta и композиция Луэке Nonvignon, в наибольшей степени отвечающая благородному месседжу альбома в целом.
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...