В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские традиции. С юных лет он пел в церковном хоре, в 12 лет начал осваивать игру на кларнете, затем перешел к флейте и остановился, наконец, на саксофоне. На этом инструменте он играл в составе молодежного школьного джазового оркестра, выступившего на знаменитом европейском джазовом фестивале в Монтре: неизгладимое впечатление для юного музыканта! Позже Смит учился в Беркли, а затем в Куинс-колледже в Нью-Йорке. Как профессиональный музыкант, Мелвин работал в сфере духовной и светской музыки сначала в Нью-Йорке, а затем вернулся в Джексонвиль. За этот период он записал шесть авторских альбомов, Perseverance - уже седьмой в его дискографии.
Альбом записывался в две сессии с разными составами: одна прошла в Юнион Сити в штате Нью-Джерси, а другая – в нью-йоркском Бруклине. Сам Мелвин Смит в обоих случаях играл на тенор и сопрано-саксофонах, в обоих случаях его сопровождал ударник Джереми Уоррен. А вот дальше начинаются различия. В первой сессии мы наблюдаем классический джазовый квартет – саксофон плюс фортепьянное трио (за фортепьяно – Джеб Паттон), а вот во второй действует уже органное трио: орган – саксофон-ударные (за органным пультом – Грег Льюис). Обе сессии хороши, но каждая по своему: чисто джазовый саунд в первом случае и неизбежный аромат госпел во втором.
Программа альбома весьма разнообразна. Здесь много каверов, знаковых для Смита. Первым назову One by One Уэйна Шортера. Трибьют недавно ушедшему мастеру важен, на мой взгляд, еще и потому, что по манере игры, по атаке, по звучанию, и на теноре, и на сопрано Мелвин немного напоминает Шортера – и это, по-моему, придает пьесе особый эффект. Стартовая Sound for Sore Ears написана Джимми Хитом – это дань уважения человеку, который в свое время был наставником Мелвина Смита. Больше всего в программе вещей Роберта Уотсона, целых три, - несомненный признак особенной близости его музыки вкусам Мелвина. Включение в программу версии традиционного спиричуэлла Sometimes I Feel Like a Motherless Child, конечно в органной сессии – это дань великим традициям черной духовной музыки. Еще одна пьеса, Letter To the Ancestors, обращение к ушедшим предкам автора, также близка к этим традициям. А вот еще одна пьеса Смита, Gettin’ It, - также дань традициям афроамериканской музыки, но уже в другой ее ипостаси – горячему звучанию фанка. Ну, и конечно нельзя не упомянуть титульную композицию Смита Perseverance – это трибьют поколению музыкантов, по стопам которых движется весь современный джазовый мэйнстрим – поколению Джона Колтрейна и его единомышленников. Сам Мелвин Смит, судя по этому альбому, - очень достойный наследник этого поколения.
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...
Вокалистка и композитор Дефне Шахин – дитя глобализации нашего мира. Она родилась в Германии в семье, как нетрудно догадаться по ее имени, представителей многочисленной турецкой диаспоры. Музыкальное образование она получила, последовательно ...
Деррик Гарднер – очень опытный американский джазовый трубач. Он играл с Фрэнком Фостером, Диззи Гиллеспи, Нэнси Уилсон, Кларком Терри. Свою дискографию он открыл в 2005 году альбомом Slim Goodie. С 2014 года Гарднер возглавляет большой состав ...
Дхайват Джани: имя этого ударника, таблиста и композитора выдает его индийское происхождение. И действительно, Дхайват родился в Ахмадабаде и уже в пять лет начал обучаться игре на табла и осваивать азы индийской классической музыки. В 16 лет он ...
Как и рекомендовал приславший мне этот линк Антон Ефимов, знакомство с новым альбомом московской группы Disen Gage, созданным при участии целой группы гостей из электронно-нойзовой песочницы и получившим название Bionika, я начал с bandcamp, где об ...
Альбом Reunion – дебют нового биг-бэнда на американской сцене, дебют в качестве его руководителя мультинструменталиста, композитора и аранжировщика Дрю Зарембы. Именно в последних двух ипостасях он известен более всего. Дрю писал и аранжировал ...
Из названия проекта понятно, что речь идет об альбоме-трибьюте. Любопытно, что если отбросить понятную разницу в возрасте, то биографии героя трибьюта и создателя этого альбома кажутся во многом зеркальными. Трубач и композитор Кенни Уилер ...
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...