В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские традиции. С юных лет он пел в церковном хоре, в 12 лет начал осваивать игру на кларнете, затем перешел к флейте и остановился, наконец, на саксофоне. На этом инструменте он играл в составе молодежного школьного джазового оркестра, выступившего на знаменитом европейском джазовом фестивале в Монтре: неизгладимое впечатление для юного музыканта! Позже Смит учился в Беркли, а затем в Куинс-колледже в Нью-Йорке. Как профессиональный музыкант, Мелвин работал в сфере духовной и светской музыки сначала в Нью-Йорке, а затем вернулся в Джексонвиль. За этот период он записал шесть авторских альбомов, Perseverance - уже седьмой в его дискографии.
Альбом записывался в две сессии с разными составами: одна прошла в Юнион Сити в штате Нью-Джерси, а другая – в нью-йоркском Бруклине. Сам Мелвин Смит в обоих случаях играл на тенор и сопрано-саксофонах, в обоих случаях его сопровождал ударник Джереми Уоррен. А вот дальше начинаются различия. В первой сессии мы наблюдаем классический джазовый квартет – саксофон плюс фортепьянное трио (за фортепьяно – Джеб Паттон), а вот во второй действует уже органное трио: орган – саксофон-ударные (за органным пультом – Грег Льюис). Обе сессии хороши, но каждая по своему: чисто джазовый саунд в первом случае и неизбежный аромат госпел во втором.
Программа альбома весьма разнообразна. Здесь много каверов, знаковых для Смита. Первым назову One by One Уэйна Шортера. Трибьют недавно ушедшему мастеру важен, на мой взгляд, еще и потому, что по манере игры, по атаке, по звучанию, и на теноре, и на сопрано Мелвин немного напоминает Шортера – и это, по-моему, придает пьесе особый эффект. Стартовая Sound for Sore Ears написана Джимми Хитом – это дань уважения человеку, который в свое время был наставником Мелвина Смита. Больше всего в программе вещей Роберта Уотсона, целых три, - несомненный признак особенной близости его музыки вкусам Мелвина. Включение в программу версии традиционного спиричуэлла Sometimes I Feel Like a Motherless Child, конечно в органной сессии – это дань великим традициям черной духовной музыки. Еще одна пьеса, Letter To the Ancestors, обращение к ушедшим предкам автора, также близка к этим традициям. А вот еще одна пьеса Смита, Gettin’ It, - также дань традициям афроамериканской музыки, но уже в другой ее ипостаси – горячему звучанию фанка. Ну, и конечно нельзя не упомянуть титульную композицию Смита Perseverance – это трибьют поколению музыкантов, по стопам которых движется весь современный джазовый мэйнстрим – поколению Джона Колтрейна и его единомышленников. Сам Мелвин Смит, судя по этому альбому, - очень достойный наследник этого поколения.
Американец Майкл Лиг в 2004 году основал группу Snarky Puppy, англичанин Билл Лоренс – ее участник с самого первого альбома. Дружат они уже много лет, с того времени, когда студент из Университета Северного Техаса Лиг, путешествуя по Англии, ...
Не раз и в самых различных конфигурациях доводилось мне слушать отменного ударника Брайана Блэйда. Последний такой случай представился меньше недели назад: альбом Perspective , где американская ритм-группа Скотт Колли – Брайан Блэйд (на мой вкус, ...
У кельтов, живущих по противоположным берегам Ирландского моря, много общего в культуре. История Уэльса и Ирландии развивалась по-разному, но общие культурные корни при этом никуда не исчезли, просто порой они запрятаны очень глубоко. Совместный ...
Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем ...
Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет очень длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не ...
Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы ...
Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. ...
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...