В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские традиции. С юных лет он пел в церковном хоре, в 12 лет начал осваивать игру на кларнете, затем перешел к флейте и остановился, наконец, на саксофоне. На этом инструменте он играл в составе молодежного школьного джазового оркестра, выступившего на знаменитом европейском джазовом фестивале в Монтре: неизгладимое впечатление для юного музыканта! Позже Смит учился в Беркли, а затем в Куинс-колледже в Нью-Йорке. Как профессиональный музыкант, Мелвин работал в сфере духовной и светской музыки сначала в Нью-Йорке, а затем вернулся в Джексонвиль. За этот период он записал шесть авторских альбомов, Perseverance - уже седьмой в его дискографии.
Альбом записывался в две сессии с разными составами: одна прошла в Юнион Сити в штате Нью-Джерси, а другая – в нью-йоркском Бруклине. Сам Мелвин Смит в обоих случаях играл на тенор и сопрано-саксофонах, в обоих случаях его сопровождал ударник Джереми Уоррен. А вот дальше начинаются различия. В первой сессии мы наблюдаем классический джазовый квартет – саксофон плюс фортепьянное трио (за фортепьяно – Джеб Паттон), а вот во второй действует уже органное трио: орган – саксофон-ударные (за органным пультом – Грег Льюис). Обе сессии хороши, но каждая по своему: чисто джазовый саунд в первом случае и неизбежный аромат госпел во втором.
Программа альбома весьма разнообразна. Здесь много каверов, знаковых для Смита. Первым назову One by One Уэйна Шортера. Трибьют недавно ушедшему мастеру важен, на мой взгляд, еще и потому, что по манере игры, по атаке, по звучанию, и на теноре, и на сопрано Мелвин немного напоминает Шортера – и это, по-моему, придает пьесе особый эффект. Стартовая Sound for Sore Ears написана Джимми Хитом – это дань уважения человеку, который в свое время был наставником Мелвина Смита. Больше всего в программе вещей Роберта Уотсона, целых три, - несомненный признак особенной близости его музыки вкусам Мелвина. Включение в программу версии традиционного спиричуэлла Sometimes I Feel Like a Motherless Child, конечно в органной сессии – это дань великим традициям черной духовной музыки. Еще одна пьеса, Letter To the Ancestors, обращение к ушедшим предкам автора, также близка к этим традициям. А вот еще одна пьеса Смита, Gettin’ It, - также дань традициям афроамериканской музыки, но уже в другой ее ипостаси – горячему звучанию фанка. Ну, и конечно нельзя не упомянуть титульную композицию Смита Perseverance – это трибьют поколению музыкантов, по стопам которых движется весь современный джазовый мэйнстрим – поколению Джона Колтрейна и его единомышленников. Сам Мелвин Смит, судя по этому альбому, - очень достойный наследник этого поколения.
Что может быть органичнее, чем во время праздника хануки, одного из самых светлых и радостных праздников в еврейском религиозном календаре, празднике света и огней, слушать и делиться своими впечатлениями от посвященного именно этому празднику ...
Пианиста Скипа Уилкинса можно считать полноправным послом американского джаза в Чешской республике. Много лет он прожил в этой центральноевропейской стране, да и сейчас продолжает жить «на два дома»: то в принадлежащем ему отеле «Голова оленя» (The ...
Впервые на наших электронных страницах возникает имя Софьи Рубиной, одной из ведущих джазовых вокалисток Эстонии. Родилась она в Тарту, городе науки студентов, в семье ученых. Вокалом она начала заниматься еще в десятилетнем возрасте. Музыкальное ...
Три коротких имени и не менее короткое название запечатлены на обложке этого альбома, который издает авангардный лейбл из Чикаго Irritable Mystic Records в начале июня текущего года. Трио Стайн / Смит / Шид возникло осенью 2021 года в Чикаго и сразу ...
Ударник с неприметным именем Стив Смит на самом деле фигура весьма известная. В 2001 году журнал Modern Drummer включил его в список 25 самых лучших ударников всех времен. Стив – свой человек и в мире джаза, и в мире рока. В джазе Смит (р.1954) ...
Группа Stirrup возникла в Чикаго в 2009 году. Двое участников – коренные чикагцы: это ударник Чарльз Рамбэк и басист Ник Макри. Оба уже немного знакомы нашим читателям по альбому Рамбэка Seven Bridges (2021), в записи которого участвовал и Макри. А ...
Московская джазовая пианистка Светлана Маринченко, ученица известного петербургского музыканта Андрея Кондакова, в 2016 году переехала для продолжения учебы в Германию и с тех пор продолжает активно осваивать европейские сцены и студии. Два года ...
Австралийские музыканты, пианист Джо О’Коннор, басистка Хелен Свобода и ударник Тим Грин дружат много лет, они вместе росли в Брисбене, где делали первые шаги в музыке. Потом жизнь неумолимо развела их. Скажем, Хелен отправилась учиться в Германию и ...
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и ...
С греческой пианисткой Таней Джаннули мы познакомили наших читателей в 2020 году. То был альбом ее очень необычного по составу трио In Fading Light. В той рецензии (ее легко найти на сайте) говорилось и о творческом пути Джаннули, о ее тяготении к ...
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...