Для нью-йоркского композитора Уэйна Элперна в музыке не бывает низких и высоких жанров. Этот выпускник престижнейших учеьных заведений, вроде колледжа Оберлин или Йельского университета в родном Детройте рос под звуки Motown sound, и, наверное, поэтому лоялен к любой стилистике. Как он считает, «классическая музыка обеспечивает структуру и технику, популярная музыка обеспечивает социальные и межличностные связи, а джаз, наконец, предоставляет высший ингредиент творческой свободы и воображения». В собственных работах композитор и аранжировщик Элперн то выдает оригинальные версии джазовых стандартов, то обращается к стандартам из поп-музыки, то переосмысляет музыку Beatles, а затем – музыку академическую. Многие работы Элперна проходили у нас на сайте и каждая следующая была не похожа на предыдущую.
И вот этот момент, кажется, настал. В альбоме The Shape of Strings (2022), задействовав ансамбль струнных во главе с концертмейстером Моникой Баушвиц, он предложил вниманию публики программу своих сочинений, строго выдержанных, условно говоря, в моцартианском духе. И вот в новой работе под названием Rezurrektion, пригласив на этот раз известный в Нью-Йорке академический струнный квартет Sirius, Элперн взялся уже непосредственно за Моцарта, точнее, в основном за Моцарта. Он объясняет цель новой работы следующим образом: «Здесь я иду в противоположном направлении, делая джазовые аранжировки Моцарта, в частности «Маленькой ночной серенады», фортепианных сонат до мажор, ля минор и фа мажор, а также струнного квинтета соль минор. Диск условно называется Rezurrektion, потому что я воскрешаю прошлое в новом воплощении». Можно добавить, что помимо этих композиций, в альбом вошли его интерпретации Porgy and Bess Гершвина и Black Beauty Эллингтона.
Академическая музыка? Джаз? Или, по Гюнтеру Шуллеру, третье течение? Дело не в ярлычке. Версии хорошо известных композиций гениального Моцарта и остальные треки альбома сделаны с глубоким уважением к оригиналу и тончайшим насыщением их элементами джаза. Слушать интересно, а самое главное, версии Элперна не вызывают внутреннего протеста, наоборот, похоже, ему действительно удалось представить публике «джазового Моцарта» так убедительно, как это только возможно.
Ударник с неприметным именем Стив Смит на самом деле фигура весьма известная. В 2001 году журнал Modern Drummer включил его в список 25 самых лучших ударников всех времен. Стив – свой человек и в мире джаза, и в мире рока. В джазе Смит (р.1954) ...
Группа Stirrup возникла в Чикаго в 2009 году. Двое участников – коренные чикагцы: это ударник Чарльз Рамбэк и басист Ник Макри. Оба уже немного знакомы нашим читателям по альбому Рамбэка Seven Bridges (2021), в записи которого участвовал и Макри. А ...
Московская джазовая пианистка Светлана Маринченко, ученица известного петербургского музыканта Андрея Кондакова, в 2016 году переехала для продолжения учебы в Германию и с тех пор продолжает активно осваивать европейские сцены и студии. Два года ...
Австралийские музыканты, пианист Джо О’Коннор, басистка Хелен Свобода и ударник Тим Грин дружат много лет, они вместе росли в Брисбене, где делали первые шаги в музыке. Потом жизнь неумолимо развела их. Скажем, Хелен отправилась учиться в Германию и ...
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и ...
С греческой пианисткой Таней Джаннули мы познакомили наших читателей в 2020 году. То был альбом ее очень необычного по составу трио In Fading Light. В той рецензии (ее легко найти на сайте) говорилось и о творческом пути Джаннули, о ее тяготении к ...
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...
Терри Джибс – уникальная личность в джазе. Попробуйте назвать другого из ныне живущих музыкантов, который бы играл с Гиллеспи и Паркером, Томми Дорси и Бенни Гудменом, Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем, Вуди Херманом и Рэем Брауном, Сарой Воэн и ...
Басист из Торонто Арти Рот – заметная личность на местной джазовой сцене уже более двадцати лет. Он много и плодотворно сотрудничал в записях и концертных турах с Ричем Андерхиллом, записывался с Софи Мильман, гастролировал в разных странах с The ...
В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм ...
The Heavy Hitters – новый джазовый коллектив, который создали старые джазовые друзья. Еще этот секстет впору назвать супер-группой – уж больно известные имена у его участников. Впрочем, все по порядку. Пианист Майк ЛеДонн и тенор-саксофонист Эрик ...